Новости и события » Культура » Как Украина "болеет" Листом

Как Украина "болеет" Листом

В недавнем выпуске газеты "Зеркало недели" (№ 1, 2019) мое внимание привлекла статья Натальи Мессойлиди "Как Лист заболел Украиной, а мир - Листом". Это могло бы порадовать, поскольку материалы об известных музыкантах прошлого (да и настоящего!) редко попадают на страницы наших СМИ. Но, к сожалению, прочитав этот материал, я могу только сокрушенно вздохнуть. Мне совершенно непонятно, ради чего была написана эта статья.

Автор явно не разбирается в теме и просто попыталась пересказать давно набившие оскомину клише. Но самое неприятное то, что описывая пребывание величайшего европейского музыканта в Украине, она допускает множество ошибок. Именно поэтому я (как исследователь, много лет занимающийся этой темой) хотела бы исправить их и внести ясность.

Украинские гастроли для Листа действительно стали судьбоносными: здесь он встретил свою будущую музу Каролину Витгенштейн и неожиданно для многих, находясь на пике славы, закончил многолетнюю концертную деятельность. А на территории современной Украины великий музыкант выступал в Киеве, Житомире, Бердичеве, Виннице, Немирове, Каменец-Подольском, Кременце, Львове, Черновцах, Одессе, Николаеве и Кропивницком (бывший Елисаветград). Но, как это ни странно, при всем обилии исследований о Листе, именно этот, столь важный для всей его последующей жизни год, до недавнего времени оставался terra incognita. Мировому листоведению явно мешал языковый барьер и железный занавес.

А для советского музыкознания, мучительно пытавшегося втиснуть противоречивую личность Листа в прокрустово ложе "строителя коммунизма", его украинские гастроли были подобны минному полю. Поскольку здесь вскрывалось именно то, о чем в то время на государственном уровне старались вообще не вспоминать. В первую очередь это относилось к его польскому окружению, без которого невозможно описать пребывание Листа на Правобережной Украине и Галиции. А на то время любое воспоминание о поляках и их богатой культуре на этих землях активно стиралось из памяти народа. Также советских идеологов в венгерском музыканте очень раздражала его горячая приверженность к католицизму, во многом объединявшая его с Каролиной Витгенштейн и позже завершившаяся превращением знаменитого виртуоза в аббата Листа. Поэтому сведения о его пребывании здесь оставались разрозненными и поверхностными.

Сегодня, упиваясь патриотическим эгоцентризмом, мы, описывая приезд Листа в Киев, меньше всего озабочены тем, откуда и куда он направлялся и что его к нам привело. А ведь на самом деле он, совершая гастроли по Трансильвании, Валахии и Молдавии, мечтал увидеть Константинополь, куда и должен был отплыть из Одессы! И только слава Киевских контрактов, как очень доходного для музыкантов места, и возможность увидеть древний город, связанный с именем легендарного гетмана Мазепы, воспетого Дж. Байроном и В. Гюго, заставили знаменитого виртуоза отклониться от заранее составленного маршрута. А то, что он так надолго здесь задержался, только подчеркивает, насколько привлекательной для него стала наша земля и люди, ее населявшие.

Как правило, рассказывая об этих гастролях венгерского пианиста, наши авторы больше всего внимания уделяют его выступлениям в Киеве. При этом их фантазии и склонность к преувеличениям просто безграничны! Хочется внести ясность в эти две с половиной недели (из почти десяти месяцев пребывания в Украине!), проведенные знаменитым музыкантом в нашей столице.

Лист приехал в Киев 18.01/30.01.1847 года. В первые же дни он получил от властей разрешение на три концерта, один из которых был благотворительным. Кстати, никоим образом не пытаясь преуменьшить действительно большую благотворительную деятельность Листа на протяжении всей его жизни, хочется отметить, что его последний концерт в пользу детского приюта был устроен в полном соответствии с законодательством Российской империи, а не по желанию самого исполнителя. Итак, в Киеве состоялось три (а не 18!) концерта Листа: 23.01/4.02 - в Контрактовом доме на Подоле, 28.01/9.02 и 2/14.02 в Актовом зале Университета св. Владимира (сейчас Красный корпус университета им. Т. Г. Шевченко).

Цены на билеты были действительно баснословно высокими. Тут восторги автора статьи (1 рубль серебром!) даже не дотягивают до реальности. На первый концерт, учитывая "демократичность" Контрактового зала, заставленного по периметру торговыми лавками и лавчонками, билет стоил 4 рубля серебром. А чтобы послушать прославленного виртуоза в зале Университета, нужно было заплатить уже 5 руб. серебром за пронумерованное кресло или 3 руб. серебром за входной билет без места. Но и это был еще не предел. В Житомире цены на билеты достигли 6 руб. серебром и были мгновенно раскуплены!

Теперь о том, имели ли концерты Листа такой большой успех, какой им, по традиции панегирического жанра, приписывают. Ответ один - нет, не имели. На последнем, благотворительном, концерте, по свидетельству очевидцев, зал был полупустым, и сам пианист отметил, что он проходит "по-семейному". Публика явно разделилась во мнениях: от безудержного восторга до сожаления о потраченных впустую деньгах. А во всех трех статьях, освещавших его выступления в Киеве, (в газетах "Московский городской листок", "Tygodnik Petersburski" и "Киевские губернские ведомости") сквозит - с большей или меньшей долей язвительности - явная разочарованность. Киевлянам больше пришелся по вкусу молодой российский скрипач Николай Дмитриев-Свечин, "похитивший у Прометея божественный огонь, которым живит он каждый звук своей скрипки". Восторженные слушатели, в том числе и небезызвестный А. Чужбинский, даже посвящали ему стихи, чего совершенно не наблюдалось в отношении Листа. Хотя знаменитый венгр, баловень европейской знати и божество культурного Олимпа, имел огромный успех у польской и российской аристократии, устраивавших в его честь множество приемов и обедов.

Но все описанные подробности выступлений Листа в Киеве ровным счетом ничего не говорят о причинах, заставивших его изменить свои планы и вместо Константинополя отправиться в противоположном направлении - в подольское село Воронинцы - на празднование десятилетия княжны Машеньки Витгенштейн. Именно мать именинницы, княгиня Каролина Витгенштейн из польского рода Ивановских, и стала той женщиной, из-за которой изменился не только маршрут его гастролей, но и вся последующая жизнь.

Здесь не место рассказывать всю историю их отношений. Но, по мнению многих, Каролина спасла Листа от него самого. Оставив, благодаря ей, сцену, он смог сосредоточиться на композиции и, таким образом, совместно прожитые в Веймаре годы стали годами его творческого расцвета.

Однако их любовь была омрачена изнурительной борьбой Каролины с мужем, католической церковью и самим императором Николаем I за право получить развод и выйти замуж за Листа. В этой битве они проиграли. Сначала Каролина лишилась всех своих имений и российского гражданства. А позже, за несколько часов до начала столь долго ожидаемого венчания, из-за продолжающихся интриг (теперь уже в Ватикане) все пришлось отменить. И на этот раз, по желанию самой княгини, навсегда.

А теперь обратимся к самой досадной, на мой взгляд, ошибке Натальи Мессойлиди. Она пишет, что история этих отношений началась в имении Воронинцы, которое нынче с. Вороновица на Винничине. Понятно, что автор статьи далека от листоведения. Но профессиональному журналисту все-таки следует более тщательно изучать тему, за которую он берется.

На самом деле Воронинцы и Вороновица - это разные населенные пункты, имеющий каждый свою выдающуюся историю. Село Воронинцы (сейчас Воронивцы) находится в Хмельницском районе Винницкой области и принадлежало Каролине Витгенштейн. Именно здесь Лист провел целый месяц после отъезда из Киева, иногда выезжая на концерты в Житомир и Бердичев, и три с половиной месяца - с начала октября до середины января 1848 года - после завершения гастролей. К сожалению, дом княгини не сохранился. Но в 2008 году, усилиями местного краеведа Н. Н. Дороша, здесь был установлен памятный знак работы скульптора Н. Шакулы, посвященный бывшей владелице села и ее знаменитому гостю.

Пгт Вороновица расположен в Винницком районе той же области. Когда-то эти земли принадлежали польскому семейству Грохольских, которые выстроили здесь большой дворец, сохранившийся до наших дней. Позже это имение перешло к Можайским, один из которых вошел в историю авиации. Именно в память о нем в этом дворце существует Музей истории авиации и космонавтики им. А. Ф. Можайского.

Как видим, достаточно сложно спутать эти два населенных пункта. Хотя до 1997 года в Вороновицах почему-то был стенд, утверждающий, что здесь находился Лист. Его убрали после того, как винницкая музыковед Н. Н. Кушка отправила руководству музея выводы своих исследований, подтверждающих, что композитор никогда не был. Казалось, теперь вопрос решен окончательно. Но ничуть не бывало! Ошибочные суждения чрезвычайно живучи, особенно, если их регулярно подпитывать безответственными вбросами.

И пальму первенства в этом нужно отдать Комитету по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины во главе с народным депутатом Н. Л. Княжицким. В сентябре 2016 года, откликнувшись на просьбу к ним правнучки Каролины Витгенштейн графини Фелиции фон Шенборн увидеть Воронинцы, ее отвезли... в Вороновицу. И даже сделали новостной сюжет на канале "Эспрессо TV". Чего не сделаешь ради того, чтобы именитая гостья, являющаяся по совместительству журналисткой и имеющая большие культурные связи в Европе, могла подтвердить, что деньги, выделенные Евросоюзом на реконструкцию дворца, успешно осваиваются!

Посмотрите это видео и в очередной раз восхититесь, как наши чиновники и журналисты умеют врать. И все это сопровождается бесконечными рассуждениями о продвижении украинской культуры на международную арену!

Конечно, на этом фоне ошибка Натальи Мессойлиди, является просто невинной забавой. Но все же мне хочется еще уточнить ее рассуждения по поводу произведений, написанных Листом на Подолье. Речь идет о фортепианном цикле "Glanes de Woronince" ("Колоски, собранные в Воронинцах"), посвященном княжне Марии Витгенштейн. По мнению журналистки, в него вошли пьесы "Украинская баллада", "Дума" и "Плач". На самом деле это "Украинская баллада", "Польские мелодии" и "Жалоба". Первая и третья пьесы, основанные на украинских народных темах, имеют подзаголовки "Думка". Полностью этот цикл никогда (!) полностью не издавался в Украине. В 1961 году, к 150-летию Листа, во избежание неприятностей, о которых речь шла выше, цикл был издан небольшим тиражом без "Польских мелодий". В независимой Украине не было и этого. Вот так наша страна "болеет" Листом, и болезнь эта, увы, хроническая.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Каролины Витгенштейн, нашей прославленной землячки, известной во всем мире. Музыкально-историческое общество "Ф. Лист. - Ф. Шопен. - Украина", которое я возглавляю, планирует мероприятия, посвященные этому событию. Посмотрим, что из этого получится!


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх