10 бизнесменов, уплативших больше всего налогов с личного состояния
Богатейший бизнесмен – всегда крупнейший налогоплательщик? Не в Украине. Анализ сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных ведущими украинскими промышленниками, фигурантами рейтинга Forbes "100 богатейших украинцев", показывает дисбаланс между масштабом бизнеса и суммой насчитанного НДФЛ.
Forbes проанализировал суммарный показатель уплаченного НДФЛ за три последних года (2012-2014). Такой период был выбран, чтобы нивелировать влияние на результат фактора политической конъюнктуры: некоторые ранее успешные бизнесмены деактуализировались после смены власти в Украине, покинув страну.
Интересно, что большинство позиций в рейтинге заняли опальные бизнесмены или персоны, далекие от крупного бизнеса, – спортсмены. Так, первое место по уплаченным налогам досталось богатейшему человеку Украины Ринату Ахметову, уплатившему 379,796 млн гривен НДФЛ за три года. На втором месте – Борис Колесников, основатель кондитерской компании "Конти" и свиноводческого холдинга "АПК-Инвест" (164,081 млн грн). Замыкает тройку лидеров боксер Владимир Кличко, уплативший 75,979 млн грн НДФЛ. Также обращает на себя внимание присутствие в рейтинге экс-главы разорившегося агрохолдинга "Мрия" Николая Гуты, который сейчас скрывается за рубежом.
Эрик Найман, управляющий партнер компании Capital Times, отмечает, что результат напрямую связан со степенью детенизации бизнеса, которую прошли или не прошли ключевые бенефициары. "Например, Ринат Ахметов в основном получает доходы в виде дивидендов и выплачивает 5% подоходного налога. Пока действует налоговая льгота на дивиденды, ему это выгодно делать. Ряд других крупнейших бизнесменов не озаботились легализацией своих доходов и своего имущества. Значит, их все устраивает", – полагает он.
По его словам, украинское налоговое законодательство дает достаточно возможностей для сокрытия реальных доходов, поэтому вопрос необходимости "обеления" бизнеса (как правило, это связано с выходом на международные рынки капитала) каждый решает для себя самостоятельно, без оглядки на контролирующие органы. "В Украине нет проверки по расходам. Вы видите налоговую декларацию, но не знаете, сколько потрачено за этот налоговый период. Если человек приобретает недвижимость и дорогой автомобиль на не сопоставимую с официальным доходом сумму, то всегда можно объяснить это сбережениями или наследством", – констатирует он.
В рейтинге крупнейших плательщиков НДФЛ симптоматично отсутствуют представители власти, связанные с крупным бизнесом. В нем нет Андрея Иванчука, покойного Игоря Еремеева, Игоря Коломойского, Николая Мартыненко, Виктора Пинчука (последний открывает вторую десятку рейтинга). Значит ли это, что близкие к власти бизнесмены могут свободнее себя чувствовать в вопросах налоговых обязательств и налоговой дисциплины? Александр Кирш, член комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, опровергает это подозрение: "Представители власти должны опасаться налоговой проверки, когда покидают свои должности и перестают быть властью. А поскольку в Украине сложилась добрая традиция, что новые сажают старых, то опасаться им есть чего".
При этом, по его мнению, эти опасения могут быть реализованы в ближайшее время: "Судя по всему, в ближайшее время будет пертурбация, многие лишатся своих должностей, и тогда им всерьез придется отвечать за недостоверные декларации".
Налоговое законодательство в Украине он характеризует как лояльное к крупному капиталу ввиду применения в нем уникальной регрессивно-прогрессивной шкалы. "Сверх десяти минимальных зарплат подоходный налог действительно возрастает, но зато сверх 17 минимальных зарплат – нет начислений в соцстрах, то есть нет ЕСВ. Получается, у нас уникальная в мире система налогообложения "прогрессивно-регрессивная", если иметь в виду и НДФЛ, и ЕСВ вместе", – поясняет Кирш.
При этом он признает, что зачастую бизнесмены, не указывающие реальных доходов и, соответственно, не платящие с них НДФЛ, руководствуются не столько соображениями жадности, сколько безопасности. "Из-за угрозы возможного изъятия все оформляют на родственников, чтобы избежать конфискаций, когда власть поменяется", – объясняет он.
Эрик Найман считает, что для "обеления" доходов в Украине нужно провести налоговую амнистию и ввести нулевую налоговую декларацию: "Только после этого можно будет адекватно отслеживать, есть риски налоговых нарушений у власти или нет, потому что сейчас вряд ли есть юридическая возможность обвинить их в неуплате налогов". Несмотря на то что Верховная Рада дала Кабинету министров поручение до 1 марта 2015 г. подготовить законодательство о нулевой декларации и налоговой амнистии, подвижек в этом направлении до сих пор не произошло, подчеркивает аналитик.
По материалам Forbes