Налоговая реформа: чем опасен консерватизм правительства
Министерство финансов обнародовало проект бюджета и законопроект, включающий в себя изменения в Налоговый кодекс, на основе которых строится доходная часть бюджета.
Снижение ставки единого социального взноса до 20% является, очевидно, ключевой нормой предложенного Минфином варианта налоговой реформы. Если цели, которые ставит перед этой реформой министерство, не будут достигнуты, это окажет существенное негативное воздействие на выполнение всего бюджета в 2016 году.
Как и следовало ожидать, в борьбе двух концепций – проекта налоговой реформы Минфина и проекта профильного парламентского комитета – пока что побеждает проект Минфина. Практически все основные тезисы налоговой реформы Кабмина перешли в законопроект.
Наиболее значимое изменение, предлагаемое Министерством финансов, это сокращение ставки единого социального взноса (ЕСВ) до 20% со среднего уровня в 41% от заработной платы. Такое резкое изменение ставки ЕСВ поставит под угрозу минимум 80 млрд гривен поступлений в Пенсионный фонд, которые в любом случае придется компенсировать из бюджета. Надежда на вывод зарплат из тени, что позволит компенсировать потери бюджета, на наш взгляд, имеет под собой мало оснований. Тем более что стоимость «обнала» все еще будет оставаться ниже, чем новая ставка ЕСВ. Таким образом, у малого и среднего бизнеса, который в основном выплачивает зарплаты в конвертах, не будет достаточно стимулов для легализации зарплат.
Тем не менее, Министерство финансов в качестве страховки от падения сбора ЕСВ предлагает существенно увеличить налогообложение малого бизнеса и резко поднять ставки акцизов. Так, например, акцизы на пиво и ликеро-водочные изделия вырастут в два раза; при этом акцизы на сухие вина, которые чем-то особо не понравились Минфину, вырастут сразу в пять раз.
Законопроект, разработанный министерством, мало того что радикально увеличивает налоговую нагрузку, так еще и усложняет саму систему налогообложения малого бизнеса. Так, вместо простой ставки в 4% без НДС и 2% с НДС для третьей группы «единщиков», вводится ставка 20% подоходного налога и 20% ЕСВ от базы налогообложения. При этом база налогообложения рассчитывается либо по формуле «доход минус документально подтвержденные затраты», либо, если документального подтверждения затрат нет, по формуле, согласно которой доход умножается на понижающий коэффициент, который в 2016 и 2017 годах составит 0,8.
В целом, проект Министерства финансов вместо регрессивной модели с фиксированными ставками единого налога переходит к прогрессивной, которая предполагает, что чем больше предприниматель зарабатывает, тем больше он платит в бюджет. Например, в презентации Минфина приведен пример расчета единого налога для плательщика второй группы. Если раньше такой предприниматель платил фиксированную сумму в размере 9045 гривен в год, то по новой системе налогообложения при годовом доходе ближе к верхней планке, например, 900 000 гривен, он будет уже платить 68 693 гривны.
Таким образом, фактическая налоговая нагрузка на такого предпринимателя вырастет в семь раз. Компании, которые используют ФОПы для оптимизации, скорее всего, не откажутся от такой схемы и впредь, поскольку налоговая нагрузка, которая в данном случае составит 7,6% от дохода, все равно может оказаться ниже, чем общая система налогообложения. Однако для реальных, а не фиктивных малых предпринимателей такое повышение налоговой нагрузки будет очень ощутимым. Риск того, что такие предприниматели будут уходить в тень или разбивать операции на несколько субъектов плательщиков единого налога первой группы (до 300 000 гривен), очень велик. Такой же эффект может быть и с акцизами на алкоголь: теневой рынок алкогольной продукции от роста акцизов будет только увеличиваться, тем более, на фоне повальной приватизации спиртовых заводов в 2016 году.
Налоговая реформа Минфина фактически приведет к уменьшению налоговой нагрузки для крупного бизнеса и увеличению ее – для малого и среднего бизнеса, который зачастую оптимизируется за счет единого налога. При этом крупный бизнес в основном работает «в белую», а малый бизнес легко может уйти в тень. То есть поступления ЕСВ от крупных налогоплательщиков гарантированно сократятся, а вырастут ли сборы в сегменте малого бизнеса – далеко не факт.
Кроме того, следует учитывать, что зарплаты в конвертах в основном выплачивает малый и средний бизнес. Вряд ли увеличение единого налога будет стимулировать предпринимателей легализовать зарплаты сотрудников, тем более что стоимость «обнала» будет ниже, чем ставка ЕСВ.
Министерство финансов играет в достаточно рискованную игру, когда снижение ставок по одному налогу с надеждой на легализацию зарплат в конвертах компенсируется повышением других налогов, где риски ухода бизнеса в тень особенно велики. И обе ставки при этом вполне могут и не сыграть, что будет иметь весьма негативные последствия для бюджета в следующем году.
Возникает вопрос: а так ли необходимо снижение ЕСВ? Конечно, высокая налоговая нагрузка на зарплаты является существенной проблемой для программистов, которые получают высокие – привязанные к курсу доллара – зарплаты. Для IT-сектора вполне можно было бы ввести отдельные льготы по ЕСВ, поскольку индустрия разработки программного обеспечения в Украине все еще во многом остается в тени – в отличие от соседней Беларуси, где введение налоговых льгот для IT-бизнеса позволило создать индустрию с годовой экспортной выручкой, превышающей $1 млрд.
Тем не менее, средняя заработная плата в Украине в долларовом эквиваленте даже с действующей ставкой ЕСВ является самой низкой в Европе. Так, например, в сентябре 2015 года средняя номинальная зарплата составила $202 плюс ЕСВ 41% ($83). Итого общие средние расходы работодателя в сентябре нынешнего года достигли уровня $285. Для сравнения: средняя зарплата в Молдове в этот же период составила $242, а налоговая нагрузка для предприятий там составляет 26,5%, то есть в среднем $64. В итоге средние расходы работодателя составили $306 на одного сотрудника.
Таким образом, в части инвестиционной привлекательности Украины понижение существующих ставок ничего не изменит. Даже без снижения ставок Украина в любом случае – страна с самой дешевой в Европе рабочей силой. Инвесторы не спешат переносить сюда производство отнюдь не из-за высокой налоговой нагрузки на наши маленькие зарплаты, а из-за неблагоприятного бизнес-климата, незащищенности предпринимателей в условиях коррупции и неудовлетворительной работы отечественной судебной системы. К сожалению, эти проблемы простым изменением налоговой ставки решить не получится.