Кто обладает правом собственности на отопительные приборы в квартире. Окончание
Компания «Данфосс» известна своими инновационными решениями в области отопления и энергосберегающих технологий. Внедрение в практику технологий и продуктов компании, как оказалось, вызвало в нашей стране ряд вопросов правового характера, на которые компания «Данфосс» отвечает в нижеследующей публикации с помощью юристов из фирмы «Грамацкий и партнеры».
Доп. информация
- Читайте также: Кто обладает правом собственности на отопительные приборы в квартире
Итак, можно сделать вывод, что владелец квартиры принадлежит на праве собственности квартира как единое целое (с учетом всех составляющих, без которых функционирование квартиры невозможно), в рамках которой собственник вправе осуществлять переоборудование и перепланировку без вмешательства в инженерные сети.
Вместе с тем, закон определяет, определенные особенности в отношении имущества, которое находится внутри дома. Определенное имущество может быть объектом права общей совместимости собственности. Так, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 382 ГК Украины общим имуществом многоквартирного дома считается помещения общего пользования (в том числе вспомогательные), несущие, ограждающие и несуче- ограждающие конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и другое оборудование внутри или за пределами дома, обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения, а также здания и сооружения, предназначенные для удовлетворения потребностей всех совладельцев многоквартирного дома и расположенные на придомовой территории, а также права на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и его придомовая территория, в случае государственной регистрации таких прав. Такое общее имущество принадлежит совладельцам общего имущества многоквартирного дома на праве общей совместной собственности. Следует отметить, что указанные выше положения ч. 2 ст.382 ГК Украины были изменены в мая 2015 года года Законом № 417-VIII от 14.05.2015 г.. В предыдущей редакции ч. 2 ст.382 ГК Украины содержалось четкое регулирование, которое предусматривало, что в общей совместной собственности относилось «.... сантехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры...». Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, предложенные Законом № 417-VIII, изменили правовой режим такого имущества, находящегося в квартире, лишив его статуса имущества, принадлежащего совладельцам дома на праве общей совместной собственности. Вместе с тем, нельзя утверждать, что действующим законодательством однозначно урегулирован вопрос о праве собственности на сантехническое и другое оборудование, обслуживающее более одного жилого помещения, поскольку такое имущество, которое находится в квартире, также находится внутри дома, что может означать, что режим общей совместной собственности, установленный в ч.2 ст.382 ГК Украины, на него распространяется.
В то же время судебная практика по этому вопросу свидетельствует о том, что суды считают все имущество, которое находится в квартире (в т. Ч. Оборудования) принадлежащим владельцу на праве частной собственности. Так, суды, рассматривая вопрос о правах владельца квартиры на отключение от центральной системы отопления, ссылаются на положения ч. 2 ст.383 ГК Украины, а не на ч. 2 ст. 382 ГК Украины, и отмечают, что законодательством предусмотрены случаи ограничения права собственности владельца квартиры в многоквартирном доме. Такой вывод сделан Окружным административным судом. Киева и Киевским апелляционным административным судом по делу № 826/20 946 / тринадцатый (постановление от 28.04.2014 г.., Постановление 07.10.2014 г..), А также Верховным Судом Украины (письмо от 01.04.2014 г. «Анализ практики применения судами ст. 16 Гражданского кодекса Украины»). Итак, рассматривая вопрос права собственности на систему отопления в пределах квартиры как единого целого, суды не считают их общей совместной собственностью, зато приходят к выводу, что право частной собственности владельца в данном случае ограничивается. Кроме того, суды отмечают, что вмешательство в сети центрального отопления и горячего водоснабжения приводит к нарушениям прав собственников других квартир.
Из приведенного можно сделать следующие выводы:
1. Вопрос о праве собственности на Оборудование, обслуживающее более одной квартиры, решен в законодательстве неоднозначно. В то же время более убедительной считаем позицию, что указанное оборудование принадлежит на праве собственности владельцу квартиры как единого целого, при этом, его права в отношении такого имущества ограничиваются.
2. Владелец квартиры в пределах квартиры не имеет права заменять Оборудование по своему усмотрению, поскольку такие действия являются вмешательством в инженерные сети, а также могут влиять на права других собственников других квартир в многоквартирном доме.