«Профанам не входить!»: одесский порно-эксперт устроил выставку на свое семидесятилетие
Торжественно, хотя и без фуршета (дело было в канун Пасхи) в Одесском музее западного и восточного искусства открывали персональную выставку живописца, старшего научного сотрудника ОМЗВИ Сергея Ильина "Terra Silentium (Старые картины о главном)". Выставка приурочена к 70-летию автора. Читатели "Думской" знают еще об одной ипостаси мастера - полиция регулярно привлекает его как искусствоведа для изучения материалов, скажем так, фривольного содержания, чтобы он определил, где эротика, а где самая настоящая порнография.
Эксперт-то он эксперт, но в самой экспозиции, название которой переводится с латыни как "Страна молчания", ничего срамного нет, это философские, поэтические картины разных лет, два женских портрета, и те - законной супруги. О главном - старыми картинами. Впрочем, у настоящей живописи возраста не бывает. Фантастические пейзажи, таинственные силуэты, мужская и женская фигуры, разделенные проливом - не зря автор любит Бодлера и часто цитирует такое его изречение: "Существование земных вещей сомнительно, тогда как подлинная реальность сокрыта в грезах".
Специально для юбилея ничего не создавалось, выставку открыли по инициативе дирекции музея, когда выяснилось, что весной 1994 года в ОМЗВИ начала свою работу первая "персоналка" Ильина.
"Для меня он - истинный жрец Аполлона, - признается искусствовед Ирина Тимохова. - Ильин - универсальная личность (а в искусстве как раз и ценится личность), разбирающаяся также в кино, музыке, литературе. Знаменитым басом был его дед, Семен Ильин, отец - актером, артистизм очень помогает Сергею в искусствоведческой деятельности. Мастер любит разговорный жанр, является прекрасным лектором и рассказчиком, но сегодня он приглашает зрителя в свою "Страну молчания", где царит сумрак. Стоило бы написать у входа в этот зал: "Профанам не входить!". А свой зритель все поймет. Сергей - южанин, одессит, влюблен в античность. И даже студенческое прозвище у него было - "Эллада". Но при этом характер у него нордический, стойкий...".
Творчество Сергея Ильина является реализацией его снов, это своеобразная "Книга утраченных сказаний о том, что происходило когда-то в прошлом". Свой стиль сам автор определяет как метареализм. А коллеги и друзья отмечают, что хоть человек он и велеречивый, в мастерской от него отпадает "эта шелуха". "На его картинах плывут облака, плещется вода, и мы вместе с ним поднимаемся по ступеням лестницы медитации, - комментирует художник Григорий Палатников. - В этой живописи есть невероятная прелесть. С Сергеем я познакомился в 1964 году, и с тех пор он не изменился внутренне, да и внешне не очень: напоминал кудрявого Володю Ульянова с октябрятской звездочки, сейчас, правда, кудрей не стало...". "А я с ним знаком с конца 70-х, это был уже "Ленин в Разливе", - дополнил художник Сергей Папроцкий. - Человек предельно энергичный, целеустремленный, не лезет за словом в карман, его эрудиция всегда поражает. Романтик, символист, метареалист, он свое стабильное отношение к искусству, свое творческое кредо воплощает в течение 50-ти лет. Работает сложно, тщательно, скрупулезно подходит к цвету, форме, содержанию"."Хочу отметить его работу экспозиционера, - взял слово директор ОМЗВИ Игорь Пороник. - Именно Сергей Михайлович руководит развеской работ на выставках и всегда понимает суть каждого автора, максимально выгодно подает произведения в экспозиции. Жаль, конечно, отвлекать его музейной работой от создания шедевров, и я за это прошу прощения, но Ильин незаменим". "Судите меня, но судите с моих позиций, - растроганно отвечал друзьям юбиляр. - Мне говорят: "Старик, ты читаешь Дюма, а надо читать Достоевского!". Я же сам решаю, что мне читать и как писать картины, позиционирую себя как метареалист, считая своими коллегами де Кирико и Моранди. Надеюсь, выставка понравится зрителям. А фуршет проведем после Пасхи, милости просим, заходите в музей, отметим!".Автор - Ирэн Адлер, фото Александра Синельникова