Новости и события » Общество » "Иваново детство": своя "правда" Андрея Тарковского

"Иваново детство": своя "правда" Андрея Тарковского

Предлагаю поговорить сегодня о фильме Андрея Тарковского "Иваново детство". Фильм этот был снят по повести "Иван" Владимира Богомолова (автора знакомого многим романа "В августе 44-го") - это факт хорошо известен. Куда менее известно, что "Иваново детство" является едва ли не римейком фильма 1946-го года "Сын полка" Василия Пронина (по одноименной повести Валентина Катаева).

Тарковский не смотреть этого фильма не мог никак, в те годы выходило совсем немного картин, и каждая становилась событием. 14-летний подросток, которым был тогда будущий режиссер, просто не мог не посмотреть кино про войну.

Различия между фильмом 1946-го и "Ивановым детством", снятым в 1962-м, - очень и очень не случайны.

В обоих фильмах мальчик около 12-ти лет, оставшийся в войну сиротой, оказывается на попечении полка. Даже зовут в обоих фильмах мальчика одинаково: Иван. Но если в фильме 1946-го года мальчика отдают в Суворовское училище (специально для таких мальчиков и созданное), то у Тарковского мальчик гибнет. В обоих фильмах мальчик из-за войны лишен детства. Но если в фильме 1946-го этого "маленького старика" солдаты окружают заботой, и мальчишка потихонечку оттаивает, то у Тарковского мальчику ненавистью буквально выжгло душу дотла, и, чтобы это показать, будущий венецианский лауреат даже убирает при экранизации некоторые присутствующие в повести эпизоды. Зато добавляет другие эпизоды, которые в повести отсутствовали. Например, сны. Детство как бы навсегда покинуло мальчика Ивана, оно ушло в область снов. Собственно, поэтому и фильм называется не "Иван", как повесть Богомолова, а "Иваново детство". Фильм - не столько о мальчике Иване, сколько о его потерянном детстве.

Подобных психологических копаний в фильме 1946-го года, конечно же, нет. Хотя психология мальчика-сироты показана в нем мастерски, едва ли не лучше, чем у Тарковского. Еще фильм 1946-го года никак не касается темы женщины на войне, чему Тарковский уделил большое внимание, введя туда несколько соответствующих эпизодов, в т. ч. и сцену с поцелуем. Ничего похожего не было, кстати, и в повести Богомолова. У писателя-фронтовика старший лейтенант сухо отмечает, что в мирное время влюбился бы в красивую фельдшерицу, после чего собирается подать рапорт, чтобы ее убрали. Замечая про себя, что надо бы обязательно просить фельдшера-мужчину. Но делает это только потому, что она не справляется с работой, никаких любовных треугольников (с намеком на возможный четырехугольник) у Богомолова нет, это - от Тарковского. В фильмах сталинских лет, подобные темы, понятно, не поднимались.

А вот чего точно нет у Тарковского - так это победного жизнеутверждающего настроя сталинского фильма "Сын полка". Это "опущение" Тарковский компенсирует большим количеством чисто личных переживаний. Впрочем, здесь слово "личных" было бы неправильно, как не правильно было бы и слово "индивидуальных". Нет, даже не индивидуальных: индивидуалистических! Собственно, в первую очередь именно этот обстоятельство (а бесспорный талант Тарковского уже во-вторых) и обеспечил фильму такой шумный успех за границей. Молодцы русские! Исправляются! От своего коллективного энтузиазма переходят к индивидуалистической рефлексии! Как за такое не дать премию?

Кто-то спросит, а что, такого не было? Конечно, было. И мальчики гибли на войне. И сумасшедшие старики были (кстати, у фронтовика Богомолова в повести отсутствовал и этот эпизод). И с женщинами на войне всякое могло происходить, включая любовные треугольники. Уместны и прочие-прочие-прочие "а на самом-то деле было". Все так. Но есть одно большое "но".

Сталинские фильмы - это фильмы не столько о том, как было на самом деле, сколько о том, как должно быть в идеале. Зрителю давался образец, на который необходимо равняться. Когда размороженные и раскисшие в Оттепель режиссеры и литераторы принялись исступленно "обретать правду в искусстве", камертон исчез. И пошла писать губерния. До поры до времени, говорть об этом вслух стеснялись, но ведь у каждого "мыслителя" с двойным дном в душе и фигой в кармане - правда о войне была своя. У кого-то правда в том, что мы не всегда побеждали; у кого-то, что чаще не побеждали, а проигрывали; а у кого-то - что и не выигрывали-то почти никогда. И что наши-то не такие уж и герои, а немцы - не такие уж и негодяи. И что у полицая тоже своя правда есть. Кстати, любопытно, что повесть Богомолова заканчивается немецким отчетом о сумме, которую полицай получил за поимку мальчика Вани. У Тарковского нет этого. Ну - а дальше поиски "правды" привели к тому, что в войне нет правых и виноватых, героизм советских воинов - ерунда и не стоит одной слезинки ребенка. А после и вообще: чума на оба ваши дома. Все эти шаги Тарковский не делал. Но он был из того поколения режиссеров, кто сделали своим фильмом первый (а первый самый важный!) шаг в этом направлении.

"Правда" Тарковского оказалась шагом от "Сына полка", снятого победителями о победителях и для победителей. Следующим шагом в этом направлении был "Иди и смотри" перестройщиков Климова и Адамовича - а оттуда всего шаг и до "Сволочей" Кунина и Атанесяна, в котором за чистую правду выдают отборную и гнусную ложь. Так "поиск настоящей правды" приводит порой ко лжи поистине чудовищной. И здесь невозможно не вспомнить Шекспира:

Так понимание нас превращает в трусов,

Так яростной решимости кумач

От рассуждений бледно-розовеет,

Так замыслы великого масштаба,

Меняют вектор и, собой быть перестав,

Утрачивают имя...

Венеция


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

сегодня 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх