Место развлечений и финансовый крах: история уникального «небоскреба» в Днепре (Фото)
В Днепре клуб Екатеринославское Общественное собрание - место развлечений екатеринославской элиты. С 1897 года клуб арендовал усадьбу дворянина Кизилова на Клубной улице (ныне ул. Воскресенская (до недавнего времени ул. Ленина). На крупном участке с садом размещались эстрада, летний ресторан и большое деревянное здание летнего театра. В декабре 1909 года, вскоре после смерти Кизилова, Общественное собрание выкупило у наследников его усадьбу. В том же 1909 году был объявлен конкурс на проект нового здания театра-клуба, победителем которого стал харьковский архитектор Александр Гинзбург. Рассказывает сообщество Екатеринославъ - Днепропетровск.
В новом здании предполагалось разместить клубные гостиные, залы для игры в лото, залы для игры в карты, концертный и театральный залы, ресторан, летнее кафе, контору клуба и необходимые службы. В первом этаже было предусмотрено несколько помещений магазинов, а на крыше - каток для катания на роликовых коньках. Несмотря на сложность планировки, ее решение было сугубо рациональным. Здание имело разделенные общественную, клубную и служебную зоны. У театрального зала было два вестибюля: двухъярусный основной и специальный, предназначенный только для членов клуба. Для прислуги существовал отдельный корпус во дворе, соединенный с основным зданием переходом.
Оригинальное размещение театрального зала на 1400 мест в верхних этажах планируемого здания, значительно уменьшило площадь выделенного под его строительство участка. Это позволило сберечь обширный старый сад без значительных изменений. Строительство крупнейшего в городе развлекательного центра началось в 1910 году. Несмотря на сложность работ, предполагалось, что оно будет полностью завершено и начнет работать в 1913 году. Уже в ходе строительства здание поражало горожан, окрестивших его «небоскребом».
Здание театра-клуба Общественного собрания оказалось слишком дорогостоящим и слишком современным для своего времени. В ходе строительства пришлось влезть в крупные долги, чтобы погасить которые клуб взял ссуду в харьковском Земельном банке. Кроме этого, запроектированные конструкции выполнить оказалось невозможно и толщину перекрытий пришлось увеличить. Из-за этого изменилась высота помещений, усложнились работы по устройству полов и пришлось отказаться от катка на крыше.
Начались проблемы и с вводом здания в эксплуатацию. В декабре 1912 года строительное отделение Губернского Правления разрешило открыть только первый и второй этажи. Помещения выше второго этажа требовали дополнительного утверждения в технико-строительном комитете Министерства внутренних дел. В начале 1913 года комиссия все же разрешила устройство концертов в театральном зале, но проведение спектаклей было запрещено. Для публики был закрыт и театральный балкон, прочность которого, по мнению комиссии, требовала дополнительного испытания. Получить окончательное согласование в Петербурге клубу так никогда и не удалось.
Полноценная жизнь клуба Общественного собрания продолжалась недолго. В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, были введены «сухой закон» и запрет на азартные игры. Это привело клуб на грань финансового краха, поскольку только за счет членских взносов, платы за посещение сада и билетов на концерты он существовать не мог. А с осени 1914 года помещения были заняты Военным ведомством под размещение эвакогоспиталя и склада мебели из учебных заведений, освобожденных под размещение госпиталей.
В мае 1916 года здание клуба было выставлено на торги за долг харьковскому Земельному банку. Его новым владельцем стало Товарищество на паях паровых мельниц «Кононенко и Пивоваров» в городе Лебедине Харьковской губернии. Как новые владельцы собирались использовать здание, осталось неизвестным. Вероятнее всего, что речь о его перестройке под мельницу все же не шла и после войны здание должно было использоваться по прямому назначению. Пока же здесь продолжали работать организации военного времени. Сам клуб Общественного собрания продолжил работу в доме Тарнопольских на углу Екатерининского проспекта и Кудашевской (Баррикадной) улицы.
Во время большевистского переворота конца 1917 года, пулеметы с крыши клуба обстреливали штаб войск Центральной Рады в Главпочтамте. В 1919 году здание хотели передать для размещения Политехнического института, но как-то не собрались. Последние сведения об использовании здания во время гражданской войны относятся к осени 1919 года, когда здесь расположился отдел пропаганды Махновской республики. Дальнейшая его судьба не совсем понятна. Считается, что здание сильно пострадало во время боев и поэтому было покинуто. Но вполне возможно, что никаких серьезных разрушений не было. Дорогостоящее в содержании здание просто оказалось ненужным в новые времена и было покинуто. Вслед за этим в его, и без того запущенные и обветшавшие залы, пришли мародеры.
В 1941 году здание несколько пострадало от снарядов, но уже в конце года здесь открылся украинский музыкально-драматический театр, коллектив которого состоял из актеров, не успевших эвакуироваться. А после освобождения города зрительный зал был возвращен Театру русской драмы им. Горького. Клуб железнодорожников полноценно работал уже с 1944 года, а сад восстановили весной 1947 года. Правда, состояние здания, и так оставлявшее желать лучшего, ухудшалось год от года. Ежегодные дорогостоящие ремонты носили косметический характер. Здание красили, белили, замазывали трещины, меняли прогнившие части полов, укрепляли по мелочам и постоянно перепланировали. ДК старел и нуждался в ремонте проводки, водопровода, отопления и вентиляции. Крыша текла и при сильном дожде приходилось отменять спектакли. Скверная эксплуатация и время сказывались на состоянии конструкций. Деформации наблюдались во многих местах, из-за аварийного состояния закрывались залы и лестницы.
Во второй половине 1950-х годов ДК навсегда покинул театр им. Горького, и, наконец, было решено всерьез заняться ремонтом здания. Проект капитальной реконструкции был разработан в 1957-60 годах. Он предполагал существенные изменения во внешнем облике, устройство скатной кровли, упрощение форм эркеров и многое другое. К счастью его так и не реализовали. Ремонт был начат в 1965 году по значительно измененному проекту. Клуб возобновил свою работу в 1967 году, а еще через 2 года в театре разместился Театр юного зрителя.
Дальше все пошло по новому кругу. Ненормальная эксплуатация, неполноценные ремонты, заброшенность, аварийное состояние. На рубеже XX-XXI веков изрядно обветшавшее здание вновь пустовало. И наконец, в 2001 году его заняла Областная филармония. Спустя несколько лет был проведен капитальный ремонт. Здание театра-клуба Общественного Собрания охраняется как памятник архитектуры национального значения. Екатеринославский «небоскреб» стал одним из первых в мире зданий в стиле конструктивизм, расцвет которого пришелся уже на 1920-е годы.