Новости и события » Культура » Почему российский кинематограф испытывает кризис идей?

Почему российский кинематограф испытывает кризис идей?

Почему российский кинематограф испытывает кризис идей?

Жанровое разнообразие российских фильмов с каждым годом все ниже. Кажется, в последнее время в прокат выходят картины исключительно одной из трех категорий: патриотические (либо про войну, либо про спортивные достижения), драмы о том, как в России плохо живется, наконец - комедии с совершенно безыскусным юмором. Не относящиеся к одной из перечисленных категорий фильмы стали штучным товаром.

Справедливости ради, это присуще не только российскому кинематографу - например, в Голливуде ситуация схожая, но все же далеко не настолько плохая. Там есть явно преобладающие жанры, но и остальные живут и предлагают зрителям что-то новенькое.

Причин у этой проблемы отечественного кинопроизводства несколько: небольшие бюджеты, психология зрителя и подход к созданию фильмов. Разберем их по порядку.

Жанровый эксперимент = финансовый риск

Для производства драм о российской действительности вроде «Левиафана» Андрея Звягинцева или бытовых комедий не нужны дорогие декорации, и это дает им большое преимущество. Ведь в условиях нашего кинорынка сборы в миллиард рублей считаются большим успехом (за 2018 год только две отечественные картины взяли эту планку: спортивные драмы «Движение вверх» и «Лед», хотя спортивная драма - в принципе универсальный рецепт успеха со времен «Легенды №17») - и это не дает возможности снимать дорогие боевики голливудского размаха или фантастику, ведь у них просто слишком мало шансов окупиться.

Попытку снять фантастическую ленту предпринял Федор Бондарчук, но его «Притяжение» - скорее исключение из правил, к тому же рейтинг кинокритиков у фильма небольшой, а солидные кассовые сборы обусловлены скорее навязчивым продвижением едва ли не в каждом новостном выпуске. Куда хуже пришлось «Черновику» по роману Сергея Лукьяненко - фильм понес убытки в 175 млн. (и это без расходов на рекламу).

Немного иначе обстоит дело с фильмами о войне (чаще всего Великой Отечественной) - съемки обходятся дороже, но зато нередко они частично, а то и полностью финансируются государственным Фондом кино. Это помогает снизить риски и получить конкурентоспособную картину, вложив не так много средств, как потребовалось бы в ином случае.

Также на остром внешнеполитическом фоне в обществе как никогда растет спрос на фильмы подобной тематики, отсюда и рождаются бесконечные «Спасти Ленинград», «Коридоры бессмертия» и «Т-34», пестрящие шаблонами, стерильно-плоскими героями и историческими несоответствиями, а также приуроченные к памятным датам: день Победы, день снятия блокады Ленинграда, 22 июня... Впрочем, есть и исключения, вроде недавнего «Братства» Павла Лунгина.

Психология зрителя

Вторая причина, заключающаяся в особенности психологии зрителя, не так очевидна, некоторые эксперты вообще оспаривают ее существование. И все же есть мнение, что зрители в России благосклоннее относятся к фильмам, действие которых происходит в привычной нам действительности, тогда как хорроры и фантастика отталкивают. Сборы отечественных фантастических блокбастеров и фильмов ужасов редко оказываются достаточными, чтобы оправдать их бюджет - впрочем, чаще всего и отзывы они получают смешанные. Даже интерпретация классики в лице Николая Гоголя не получила теплый прием.

Подход к созданию концепта

Последняя из основных причин - сам подход. На Западе все начинается с идеи (в случае с проектами по оригинальному сценарию). Для ее реализации подбирается режиссер, сценарист и продюсер, а уже они определяют актеров, бюджет и жанр картины.

В российском кинематографе чаще происходит наоборот: есть закрепившиеся в индустрии люди, им нужно сделать очередной фильм - они смотрят, что в последнее время популярно, а затем пытаются снять похожее кино, для чего зовут знакомых актеров.

Почему российский кинематограф испытывает кризис идей?

Почему российский кинематограф испытывает кризис идей?

Почему российский кинематограф испытывает кризис идей?

Почему российский кинематограф испытывает кризис идей?


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

сегодня 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх