Новости и события » Общество » Почему нужно смотреть сериал "Чернобыль"

Почему нужно смотреть сериал "Чернобыль"

Почему нужно смотреть сериал "Чернобыль"

Европейские кинозвезды, почти документальная достоверность и мистические совпадения. Сегодня, 20 мая, выходит на экраны уже третий эпизод сериала.

Мини-сериал пионеров сериального бума НВО "Чернобыль" обещал стать событием еще до появления пилота. Теперь, когда в эфир вышли первые две серии, даже скептикам стало понятно, что "Чернобыль" стал одним из главных сериалов года.

"Чернобыль" - мини-сериал из пяти эпизодов производства Великобритании и США, снимавшийся в Литве и частично в Украине. В сериале с почти документальной дотошностью воссоздаются события первых суток катастрофы на Чернобыльской АЭС. В пилотной серии "1:23:45" - точное время аварии, - авторы расставляют на доске истории фигуры героев: пожарного, который проснулся от взрыва, сотрудников станции, оказавшихся в самом эпицентре катастрофы, начальства, не способного понять масштабы опасности, обычных жителей Припяти, радостно собравшихся поглазеть на пожар.

(Пожалуй, одна из немногих фактологических вольностей фильма: вряд ли обитатели атомного городка были настолько наивны - скорее, это метафора первомайской демонстрации в Киеве, когда ничего не подозревавшие киевляне массово вышли на улицы отпраздновать День солидарности трудящихся.)

Чернобыль - наша до конца не изжитая боль, потому естественно, что украинский зритель смотрел сериал особенно пристрастно.

Кому-то не понравилось, что у экранных героев есть реальные прототипы. Джаред Харрис и Стеллан Скарсгард играют исторических персонажей: академика Валерия Легасова, который в самом деле покончил собой через два года после катастрофы на ЧАЭС, оставив после себя магнитные записи, и зампредседателя Совмина СССР Бориса Щербину. Кстати говоря, после Чернобыля Щербина принимал активное участие в спасении пострадавших от землетрясения в Спитаке и Ленинакане в 1988 году, а через два года умер от последствий облучения.

Кого-то, наоборот, возмутила героиня Эмили Уотсон, которой не было в действительности, но на экране она действует наравне с Щербиной, Легасовым, Горбачевым и другими вполне реальными и дорогими товарищами. Между тем, актерский гений Уотсон, которая прославилась первой же работой в кино - фильмом "Рассекая волны", сделал ее персонаж максимально достоверным. Как отметили критики, героиню Уотсон легко представить в минской булочной образца 1986-го.

Кто-то справедливо отметил, насколько тщательно создатели сериала подошли к воссозданию эпохи. В кадре - все максимально аутентичное, из того самого 1986 года: начиная пепельницами и дисковыми телефонами и заканчивая плохой, неудобной обувью. Что не удивительно, весь реквизит настоящий, закупался на барахолках в Киеве. Здесь же были сняты отдельные сцены - например, на Киевском море снимали сцену эвакуации населения Припяти.

(Сценарист и продюсер Крейг Мазин, до того известный разве что сиквелами идиотских комедий наподобие "Мальчишник в Вегасе", провел нечеловечески сложную работу, опросив сотни свидетелей, и даже съездил в зону отчуждения. И хотя журнал Time назвал структуру сериала "излишне усложненной", это почти образцовая драматургическая работа, готовый учебник сценарного мастерства.)

Кого-то насмешило, что у советских украинцев лица обитателей Балкан, как в фильмах Кустурицы. А герои обращаются друг к другу непривычными для нашего уха полными именами с неизменным обращением "товарищ", традиционно маркирующим в западном кино диалог из советской действительности.

Но главное, что равнодушным, кажется, не остался никто. Еще бы, ведь отечественному зрителю есть, что вспомнить и с чем сравнить - в начале мая 1986-го по всему Киеву был разлит ужас, и сериалу удалось всколыхнуть эти не самые приятные воспоминания.

А вспоминаются таинственные разговоры взрослых на кухне, куда не допускали нас, детей. Родители, которые старались скрыть панику и растерянность (никто ведь не понимал, с чем приходится иметь дело и каков истинный уровень опасности). Наглухо закрытые окна и форточки, несмотря на теплую весну, только усиливали разлитую в воздухе тревогу. В жизнь вошло новое страшное слово "радиация" - еще более страшное оттого, что до конца еще не было понятно, что это такое и как от нее спастись.

И вот это чувство смертельной опасности, осязаемо застывшей вокруг ничего не понимающих обывателей-киевлян, передано в сериале почти что на физиологическом уровне.

Академик Валерий Легасов (Джаред Харрис) - одно из немногих безусловных портретных сходств в кастинге сериала.

Приглушенные цвета сероватого оттенка, как будто кадр выгорел от излучения, псевдодокументальная манера съемки, погружающая зрителя в самый эпицентр событий, сдержанная и достоверная игра актеров создают удивительный эффект присутствия. Как будто вы сами там оказались, внутри Чернобыльского ада - на станции, и без того напоминающей декорацию к фильму ужасов, в мертвой Припяти, из которой эвакуировали людей, в больнице, где мучительно умирают пожарные, принявшие на себя первый удар.

Один из мотивов "Чернобыля" - та страшная цена, которую пришлось заплатить, сознательно или нет, тем простым людям, которые оказались на пути неконтролируемой ядерной стихии, в то время как власти старались любой ценой сдержать отток информации и преуменьшить масштабы катастрофы. Сегодня, благодаря социальным сетям, новости об аварии распространились бы по всему миру со скоростью интернета. Впрочем, повышенное доверие к гражданской журналистике дает возможности куда более чудовищных манипуляций - о чем, в частности, говорится в довольно любопытном фильме Стивена Содерберга "Заражение".

Сетования на то, что историю Чернобыля сняли не у нас, а совместными усилиями британских и американских кинематографистов, излишни - именно культурная и географическая дистанция позволила сделать это кино (а это, по сути, пятичасовый фильм, нежели сериал) по-настоящему беспристрастным и страшным, без лишнего мелодраматизма и мифотворчества. Пока мы бесконечно переписываем свою историю, нашу историю пишут за нас другие.

Напоследок хотелось бы упомянуть об одном странном совпадении. Однажды знаменитый певец и актер Дэвид Боуи рассказал в интервью журналу Еsquire, что в апреле 1986 года он был одним из первых, кто узнал о катастрофе на ЧАЭС за пределами Советского союза.

"Мы тогда записывали альбом в Швейцарии. Был приятный апрельский вечер, и все вывалили на лужайку перед студией. Перед нами были Альпы и озеро, и тут наш звукорежиссер, который остался в студии и слушал радио, закричал: "В России творится какой-то пи***ец! " Выяснилось, что он поймал какую-то швейцарскую радиостанцию, а те, в свою очередь, поймали какую-то норвежскую волну. Норвежцы пытались до кого-нибудь докричаться. Они рассказывали, что со стороны России движутся огромные облака, и это не просто дождевые тучи. Собственно, это было первое известие о Чернобыле. Я позвонил знакомому журналисту в Лондон, но он не слышал ни о чем подобном - Чернобыль попал в главные новости лишь через несколько часов. Я помню, что это было очень странное чувство: осознавать, что ты один из немногих, кто знает о том, какая угроза повисла над планетой", - вспоминал Боуи.

Последние клипы Боуи, умершего в январе 2016 года, снимал Юхан Ренк, в девяностые прославившийся как певец шведской поп-группы Stakka Bo, а в наше время работавший постановщиком таким заметных сериалов, как "Викинги", "Во все тяжкие" и "Ходячие мертвецы". Спустя полтора года после выхода на экраны предсмертного "Лазаря" именно Ренк снял все пять эпизодов "Чернобыля". (Нечастый, кстати говоря случай, в основном над сериалами работает целая группа постановщиков.) Любопытная получается рифма, не правда ли?

Почему нужно смотреть сериал "Чернобыль"

Почему нужно смотреть сериал "Чернобыль"

Почему нужно смотреть сериал "Чернобыль"

Черное море


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх