Новости и события » Общество » Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

26 мая свое 70-летие отмечает знаменитый днепровский театральный режиссер, постановщик и педагог Григорий Феодосиевич Богомаз-Бабий.

Его имя прекрасно известно поклонникам театра всей Украины и за рубежом. Как режиссер Григорий Феодосиевич поставил спектакли в 18 театрах нашей страны. За почти 40 лет своей педагогической работы (а он как режиссер-постановщик и режиссер-педагог служит в Днепровском театрально-художественном колледже с 1980 года) воспитал около 200 молодых талантливых актеров .

Казалось бы - творческая жизнь удалась на все сто!..

Но в его мудрых глазах человека, который знает свой потенциал, но так и не смог его реализовать полностью. Характеризуя свои 70 прожитых лет, он роняет цитату из одной пьесы: «Счастливые дни несчастливого человека».

Кем же были предки?

О том, как сложились дни талантливого режиссера и педагога - в эксклюзивном интервью Городскому сайту.

- Вопреки ожиданию юбилея, начнем с грустного. Последний раз мы с вами встречались на пресс-конференции, посвященной вероятности выселения театрально-художественного колледжа из его помещений на Успенской площади. Как изменилась эта ситуация за прошедшие два месяца?

- К счастью, все пока затихло. В этом помогла и активная позиция СМИ, за что мы очень благодарим всех журналистов! В свое время и главный корпус колледжа на ул. Глинки хотели передать другим - Апелляционному суду, который, наверное, хотел на сцене проводить показательные процессы, - грустно улыбается. - Место на Успенской площади - очень лакомое, и от него, думаю, просто так не отступятся.

- Вы - носитель очень редкой и в то же время противоречивой фамилии. Богомаз выдает наличие в вашем роду иконописцев, людей почти святых. А вот Бабий намекает на то, что кто-то из предков был очень охоч до женского пола. Проясните загадку фамилии!

- У меня все нет времени поехать в столичные архивы и раскопать нашу генеалогию. Безусловно, кто-то из предков иконописцем был... Родом я с Подолья, из села Кислицы Винницкой области, но и дед, и прадед, и прапрадед Богомазы работали на земле. Дед был достаточно зажиточен, а вот папа после Октябрьского переворота оказался в первых рядах комсомольцев. И чтобы не навлечь на семью подозрения, взял фамилию Бабий. Почему именно такую - не знаю... Отец, к слову, прошел всю войну, 9 мая 1945 года встретил в Австрии.

- На ваш взгляд, судьбу человека определяет Божественный промысел или выбор самого человека? Я к чему... Ваш отец, учитель сельской школы, мечтал, чтобы вы пошли по его стопам, вы же выбрали путь в актерство. Но судьба так закольцевала вашу жизнь, что вы тоже стали педагогом...

-... и пожелание отца фактически сбылось. Да... Нас было четверо братьев (увы, сейчас в живых остался только я), и отец мне не раз говорил: «Думал, хоть ты будешь продолжением меня, станешь учителем». А я еще сызмальства грезил искусством. Не пропускал ни одного фильма, ни одного концерта в нашем селе. Многое в этом «инфицировании» прекрасным сделал и мой учитель немецкого языка и литературы Василий Николаевич Гончарук. Он у нас в школе организовал самодеятельный театр, когда я выступал, зрители от смеха сползали со стульев. Вот и подумал, что мой путь - на подмостки... Правда, первый блин оказался комом. Провалил поступление в Теребовлянское театральное училище. А уже потом было поступление в Днепропетровское театральное училище, ТЮЗ.

На крутых поворотах судьбы

В днепропетровском ТЮЗе молодой актер работал недолго - Григория призвали в армию. Службу повезло проходить в Севастопольском театре флота. Когда пришло время возвращаться в Днепропетровский театр юного зрителя, Григорий Богомаз-Бабий понял, что на этом этапе жизни необходимо сделать шаг вперед. Мечтая не просто играть, а воплощать свой мир на сцене, он поехал поступать на режиссерское отделение в знаменитый Харьковский институт искусств им. Котляревского.

После его успешного окончания судьба свела его с людьми Харьковской театральной школы. Ее воспитанником был и главный режиссер Днепропетровского музыкально-драматического театра им. Т.Г.Шевченко Анатолий Яковлевич Литко. С ним, после окончания института, Григорий Богомаз-Бабий проработал три года. Его первая постановка в этом театре «Молодая хозяйка Нискавуори» получила первую премию на Всесоюзном конкурсе финской драматургии.

Казалось бы, впереди - блестящая карьера режиссера! Но он еще раз круто изменил свою судьбу и решил в 1980 году пойти преподавать в театральное училище (сейчас - театрально-художественный колледж).

За эти 39 лет нереализованность режиссерского потенциала не раз возвращала его в храмы Мельпомены. Григорий Феодосиевич успешно работал в днепропетровских театре имени Горького (сейчас - Днепропетровский академический театр драмы и комедии) и театре оперы и балета, в театрах Хмельницкого, Ивано-Франковска, Луганска, Северодонецка. У днепровских театралов до сих пор в памяти и на слуху его постановки «Дворянские выборы», «Осенние скрипки», «Афинские вечера» (все - в театре Горького), «Земля» в театре Шевченко.

- Какие же из режиссерских работ для вас наиболее памятны и дороги?

- Сложно выделить один спектакль... Очень памятен первый - «Молодая хозяйка Нискавуори», который на театральном фестивале получил приз за лучшую режиссерскую работу, а актриса Лидия Кушковая - приз за лучшую женскую роль. Подарком судьбы стали для меня идущие 13-й сезон на «горьковской» сцене «Афинские вечера» с неподражаемой Людмилой Ивановной Вершининой. Дорог оригинальной интерпретацией поставленный в Хмельницком «Деревья умирают стоя». Драматичен своим пророчеством грянувших в 2014 году событий спектакль «Чума на оба ваших дома», поставленный в 2002 году в Луганске, когда до войны было еще ох как далеко!..

Надежд и веры не утратил!

- К слову, о вашей сопричастности к этим событиям. Многие вас не поняли, когда весной 2015 года вы в очередной раз сорвались из театрально-художественного колледжа и уехали подымать театр в Северодонецке. Не жалеете о том шаге?

- Жалею... Тогда я был убежден, что идеи Майдана будут распространяться на всех... Никаких конфликтных ситуаций у меня в колледже не было. Накануне тех событий в Северодонецке руководитель Луганской областной военно-гражданской администрации Геннадий Москаль своим распоряжением фактически заново создал ряд коммунальных учреждений культуры. В том числе - и Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр, который фактически в полном составе остался в Луганске. В Северодонецк перебрались лишь один актер, администратор и директор театра. Меня приглашали со всем выпускным курсом колледжа. Но именно тогда наш выпускник Даниил Слюсар создал новый театр «Герц» (и поныне работающий - в основном при Музее украинской живописи), и большинство выпускников ушли туда. В Северодонецк со мной рискнул уехать актер тогда еще театра Горького Артур Опрятный. Но вскоре приглашавшего нас директора заменили на другого - человека с, мягко говоря, непатриотической позицией. Я проработал там 8 месяцев, поставил завоевавший на Нежинском театральном фестивале главный приз спектакль «Наша кухня» (созвучный событиям в АТО). Но в итоге меня оттуда «ушли» под надуманными предлогами.

- За прошедшие годы вы не растратили своих надежд и веры в идеалы Майдана?

- Надежд и веры не утратил! Но больно понимать, что последние 5 лет стали временем разочарований. Как можно смириться с тем, что торгуют кровью страны и ее лучших сыновей?.. Вера в лучшее будущее страны, конечно, есть. Кто сказал, что молодой политик не сможет быть эффективней предшественника?! Но давайте в итоге будем судить не по лозунгам и обещаниям, а по реальным делам.

Влюбленный в Чехова с юности

- Думается, свой режиссерский потенциал вы реализуете и в стенах колледжа, где уже 15 лет ведете творческую мастерскую «Интимный театр» им. Антоши Чехонте. За 15 лет в ней родились и обрели своего зрителя более 50 новых спектаклей, который идут на этой сцене 130-140 раз в год. Почему он - имени Антоши Чехонте?

- Когда Антон Павлович создавал свои первые произведения, он их подписывал псевдонимом. Вот и наше название говорит, с одной стороны, об интимности, сокровенности доносимого со сцены. А с другой, что наши постановки - еще только актерские пробы, и до настоящего Чехова мы не дотянулись... Чеховым я «заболел», еще будучи студентом, прочтя пьесу о Чехове «Насмешливое мое счастье». И захотелось сыграть Антона Павловича на сцене!

- Сложно не заметить ваше внешнее сходство с образом Антона Павловича!.. Мечта сбылась?

- Мечта реализовалась в другом контексте. Когда я служил в Севастопольском театре флота, судьба подарила мне счастливую возможность выступить в Доме-музее Чехова в Ялте. С тех пор я мечтал осуществить в его стенах постановку со своим театром. И эта мечта сбылась, когда в 2008 году мы с театром колледжа «Дебют» представили здесь чеховские «Три сестры», а в 2014 с «Интимным театром» - «Вишневый сад».

- Кем из своих выпускников вы гордитесь больше всего?

- На сцене Интимного театра имени Антоши Чехонте свои первые дебюты делали очень многие, впоследствии состоявшиеся позже актеры и режиссеры, ставшие заслуженными артистами и деятелями искусств Украины...Выпускница первого моего курса Алла Соколенко, создавшая в Нежине свой театр. Олег Гущин и Роман Бареляк , шагнувшие в мир киноискусства. Нынче ставший режиссером театра Леси Украинки в Киеве Александр Степанцов. Юлия Омелькина, ставшая режиссером Одесского театра. Актер национального театра оперетты Евгений Прудник, пришедший к нам с 5-го курса металлургической академии и в статусе чемпиона мира и Европы по... армрестлингу. Именно на этой сцене свои первые работы ставили Александр Иваненко, Анна Топчий (Огий), Павел Арье (первым в постановке «Революция» воплотившим события на Майдане-2014)... Признаюсь: долгое время я относился к педагогике, как к дополнению к режиссерской работе. Но когда впервые увидел своих выпускников на сцене Одесского драматического театра, тогда подумал: «Наверное, в этой работе что-то есть». И если бы не распылялся, не отвлекался от педагогики на режиссуру, сделал бы больше.

В чем же секрет счастья?

- Говорят, двум творческим людям ужиться непросто... Крепости вашего брака с заведующей литературно-драматической частью Театра драмы и комедии Галиной Андреевной Богомаз-Бабий можно только позавидовать - 40 лет в любви и согласии! В чем секрет семейной гармонии?

- Прежде всего в том, что женились по любви. И прошли по жизни, оставаясь честными перед собой и друг другом... Наше главное счастье и смысл - наши дети: ставшая журналистом Ира (подарившая нам прекрасную внучку Асю, которой уже 10 лет), шахматист Игорь. Дети - это и есть главный источник крепости семьи, радости и вдохновения.

- Вы себя считаете полностью счастливым и реализованным человеком?

- Если все реализовал, дальше незачем и жить... Я счастлив тем, что рядом со мной бурлит юная энергия вдохновения, которая и меня наполняет желанием жить. Эта энергия созидания и движет нашу жизнь вперед.

- От всей души примите, Григорий Феодосиевич, поздравления от Городского сайта с вашим 70-летием! И да не иссякнет в вас эта энергия созидания!

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека

Счастливые дни несчастливого человека


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх