Поэзии, Рымарская и Кузнечная: история харьковских улиц и площадей, - ФОТО
Это уже третий материал, который мы написали благодаря книге "Улицы и площади Харькова", изданной в 1977 году.
Сегодня мы расскажем вам об улицах Рымарской и Кузнечной, а также о Театральной площади.
Площадь Поэзии (Театральная)
Площадь получила название в начале XIX века в связи с открытием здесь постоянного городского драматического театра. Во второй половине XVIII века площадью оканчивался город. Дальше шел ров и вал.
В 1785-1787 годах здесь соорудили здание военного провиантского магазина, сохранившееся до наших дней.В 1816 году антрепренеры А. И. Калиновский и И.Ф. Штейн построили на площади деревянное театральное здание. Оно находилось в восточной части площади, на месте нынешнего здания Института усовершенствования учителей (угол улицы Пушкинской и Театрального спуска).
Театр был довольно большой. Вместе с галереей он имел три яруса. Однако этот постоянный театр был не лучше временного театра Шредера. В этом театре с 1816 по 1818 год, на заре своей театральной деятельности, работал великий актер М. С. Щепкин, оставивший интересные воспоминания о Харьковском театре в «Записках актера».
Харьковчане очень полюбили свой театр, его артистов. Но труппе часто приходилось выезжать на гастроли, потому что Харьков не мог обеспечить театр постоянными сборами.
Частыми гостями театра были студенты университета. Однако в начале 1818 года Александр I запретил студентам Харьковского университета посещать театр до особого распоряжения.
Причиной этого послужил инцидент происшедший в театре 25 ноября 1817 года, когда студенты при появлении городского полицмейстера Лаврова подняли шум и разбросали листовки, требующие прекращения грубого отношения к студентам со стороны полиции.
Открытие театра мало оживило площадь, как и раньше, она оставалась глухим уголком города. В начале XIX века на площади была сосредоточена торговля дровами, поэтому наряду с Театральной ее называли Дровяной.
В начале 40-х годов недалеко от театра стоял дом, в котором жил историк, этнограф и писатель Н. И. Костомаров. Там часто собирались харьковские литераторы А. Л. Метлинский, Н. Н. Петренко,Я. И. Щеголев.
На протяжении 30-40-х годов прошлого века площадь постепенно застраивалась каменными зданиями. В 1841 году владелец театра Л. Ю. Млотковский начал строительство театрального помещения, проект которого составил архитектор А. Тон.
С Харьковским театром был тесно связан украинский драматург, актер и режиссер М. Л. Кропивницкий. В 1863 году здесь была поставлена его первая пьеса "Дай серцю волю - заведет в неволю". Последние восемь лет своей жизни, с 1902 по 1910 год, Кропивницкий работал в Харьковском театре. Здесь часто выступали корифеи украинского театра М. К. 3aньковецкая, Н. К. Садовский, А. К. Саксаганский.
Во второй половине прошлого века началось постепенное упорядочение площади. На ней установили 36 масляных фонарей. Тогда же площадь частично замостили. В 1876 году здесь разбили сквер, а в 90-х годах прошлого столетия его обнесли железной решеткой на каменных столбах.В конце XIX - начале XX века на площади проводились и строительные работы.
В 1892-1893 годах перестроили помещение театра, о чем свидетельствуют даты на фронтоне здания: 1841 год - время начала сооружения театра и 1893 год - время его перестройки (архитектор Б. Михайловский). На углу Сумской и Театральной площади в 1900 году построили большое двухэтажное здание Государственной банковской конторы. В 30-е годы по проекту архитектора А. Н. Бекетова было достроено два этажа банка.В 1899 году на территории сквера общественность города решила установить памятник А. С. Пушкину в связи со столетием со дня его рождения.
Открытие памятника, построенного по проекту скульптора Б. Эдуардса, состоялось 26 мая 1904 года. На нем надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину город Харьков».В 1909 году на месте, где сквер выходит на Сумскую улицу, установили памятник Н. В. Гоголю в связи со столетием со дня рождения писателя. Строительство памятника было осуществлено на средства, собранные общественностью города.
Улица Кузнечная
Кузнечная возникла в конце XVII века. В начале XVIII века, когда Подол обнесли валом и рвом, здесь около Лопатинского переулка стояла сторожевая башня.
Долгое время улица, на которой было мало зданий, не имела названия. Только в 1763 году в связи с переносом сюда Кузнечных рядов ее начали называть Кузнечной.
В XVIII- начале XIX века оба конца Кузнечной упирались в реку Харьков. В то время в начале улицы речка делала поворот, проходя мимо бывшего кинотеатра «3iрка». В восточной части улица вплотную подходила к плотине с двумя водяными мельницами. Позже через реку построили Кузнечный мост.
В 70-х годах XIX века улицу замостили и стали застраивать каменными зданиями.В апреле - июне 1917 года на Кузнечной 2, находился Харьковский комитет РСДРП (б), избранный после Февральской революции. Здесь же работала редакция большевистской газеты «Пролетарий».
В переулке Гамарника, примыкающем к Кузнечной улице, находится областной Дом художественной самодеятельности с кинозалом, библиотекой, студиями.
Улица Рымарская
В XVII веке здесь жили ремесленники или рымари, занимавшиеся выделкой кож и изготовлением шорных изделий. Отсюда получила название улица.
В начале XVIII века она начала быстро застраиваться В конце века на месте нынешней школы № 6 находился, большой деревянный дом Мордвинова, в связи с чем прилегающий к дому с севера переулок получил название Мордвиновского (ныне переулок Кравцова).
В третьем десятилетии XIX века в этом здании разместились классы военно-сиротского приюта, поэтому переулок, при мыкавший к приюту с юга, получил название Классического.
Местное благотворительное общество открыло на Pымарской в 1860 году трехклассное женское училище, превращенное потом в гимназию. Сначала оно находился в частном доме, а в 1869 году для него построили двухэтажное здание. Сейчас здесь находится средняя школа № 6.
На Рымарской в 1859 году был открыт Коммерческий клуб, устраивавший летние гулянья. В скором времени клуб приобрел большое здание, построенное еще в 1829 году и перестроенное в 1855 году в специальный зал для показа различных представлений. В 90-х годах здесь на чала работать харьковская опера. По воспоминаниям aктеров, помещение театра было неблагоустроенным, не имело второго яруса и даже специального места для оркестра: музыканты сидели в партере, отгороженные от зрителей ширмами.
Лишь в 1891 году по проекту apxитектора Б. Михайловского здание переоборудовали, вынесли сцену в сторону сада, а на ее месте построили оркестровую яму. Тогда же освещение керосиновыми лампами заменили газовым. В начале XX века построили второй ярус. В театре выступали тенор Медведев, которого П. И. Чайковский называл «истым Германом», баритоны Тартаков и Виноградов, бас Антоновский и другие известные актеры.
В конце XIX - начале XX века улица застроилась большими каменными домами, в которых жили крупные чиновники, купцы, духовенство. Трудящийся люд теснился в небольших комнатушках, так называемых доходных домах. Среди зданий, сооруженных в тот период, следует отметить дом «Саламандры» и дом № 19, построенный по проекту архитектора А. Ржепишевского.
В 1921, 1924, 1926 и 1929 годах здесь с докладами и чтением своих произведений выступал советский поэт В. В. Маяковский.
В здании Харьковского оперного театра общественность города 26 января 1929 года чествовала выдающегося французского писателя Анри Барбюса.