«Клянемся оба любить до гроба!». Одесская музкомедия показала пикантную оперетту о людях горячей польской крови
Одесский академический театр музыкальной комедии имени Михаила Водяного представил публике премьеру оперетты чешского композитора Оскара Недбала "Польская кровь" (либретто - Лео Штейн). Успех, овации - все было, поднадоели нашей публике бесконечные вариации "Сильвы" и "Марицы", хотят примерно такое же, но посвежее! Оказывается, в закромах европейских театров есть жемчужины, незнакомые нашему слушателю. Собственно, и в архиве Одесской музкомедии лежала партитура "Польской крови", да еще и с автографом композитора, грех было не поставить.
Премьера "Польской крови" состоялась в 1913 году в Вене, и называлась она по-немецки Polenblut. Главный режиссер и гендиректор Театра имени Йозефа Каэтана Тыла Мартин Отава (Пльзень, Чехия), работая над постановкой в Одессе, сначала обзавелся чешским подстрочником (хоть и владеет немецким в совершенстве), а потом и русским переводом, в котором все время делались правки, нужно же было сохранить юмор оригинала.
Шутки отпускают все без исключения персонажи, не будем спойлерить, а то в зале не рассмеетесь! И совсем не скучно звучат дуэты двух теноров, друзей и соперников в любви Болеслава и Бронислава, разные характеры, типажи, но оба по-своему обладают чувством юмора...
"Вы и я, я и он, оба, клянемся оба любить до гроба!" - уморительный мелодичный дуэт умело виляющей турнюром балерины Ванды Квасинской (Лилия Духновская) и "почти красивого" молодого аристократа Бронислава фон Попеля (Александр Владыченко) почему-то внушает сомнения в искренности персонажей. Уж очень наигранны эти чувства, идиллия кажется фальшивой...
Когда появляется "третья лишняя", мама балерины Ядвига (народная артистка Украины Наталья Завгородняя), постоянно распевающая колоратурные рулады из моцартовской арии Царицы Ночи, становится ясно: в этой семейке наивного Бронислава будут рвать на части. "Перетягивание каната" читается и в танце, придуманном для троих балетмейстером-постановщиком Иржи Покорны.
Но в просторном бальном зале пляшут вальс, мазурку и краковяк столько блестящие молодые люди! И "почти красивый" не выдерживает сравнения с истинным красавчиком-блондином! Граф Болеслав Баранский (студент четвертого курса консерватории Ярослав Селедцов) тоже увлечен легкодоступной на вид танцовщицей, и даже слышать не хочет о знакомстве с потенциальной невестой, дочерью купца Зарембы Хеленой (Наталья Ткачук).
Гордой полячке обидно до жути! Ведь она тоже прехорошенькая, да еще и домовитая! И закручивается интрига: спасти графа от разорения может только хорошая экономка, каковой и притворяется (не без помощи "почти красивого" Бронислава) Хелена. Внедрившись в поместье, перво-наперво она выживает из дома друзей графа, игроков и пьяниц. А дальше начинается такое... О балерине забывают уже и Бронислав, и Болеслав!
Сюжет навеян пушкинской "Барышней-крестьянкой": аристократ влюбляется в простую девушку, и предлагает ей руку и сердце. Но, к счастью, скромный цветочек оказывается садовой розой с неплохим приданым. Поселяне и поселянки радуются предполагаемой помолвке пана с молодой пани, но интрига в том, что обидчивый поляк может не простить обмана! Ох уж эта польская кровь!
Музыкальный консультант Елена Носкова и художник по свету Елена Королева помогли наиболее выгодно подать оперетту со всеми страстями, венско-варшавскими изысками, кокетством и коварством. Следующие показы "Польской крови" состоятся 5 и 6 октября, и что-то подсказывает, что спектакль задержится в репертуаре наравне с "Сильвой" и "Марицей".
Автор Ирэн Адлер,
Фото Владимира Андреева.