Чем ухудшения в экономике обернутся для россиян?
За ухудшением конъюнктуры на нефтяном рынке следует пересмотр экономических показателей России. Однако что это означает для ее граждан, в частности, жителей больших и индустриальных городов? Об этом - в материале DW.
Возобновившееся в этом году падение цен на нефть, а также ослабление курса рубля привело к очередному пересмотру ключевых макроэкономических показателей российскими чиновниками в худшую сторону. Уже известно, что бюджеты почти всех регионов будут дефицитными, реальная зарплата и доходы населения сократятся в несколько раз сильнее, чем ожидалось. Промышленные предприятия ждет спад производства, а их работников - новая волна неоплачиваемых отпусков и увольнений. Серьезный урон понесут и жители мегаполисов, говорят эксперты.
Все хуже и хуже
На понедельничных торгах 18 января цены на нефть марки Brent опустились до отметки 28 долларов за баррель. За нефтью незамедлительно последовал рубль - к середине дня за один доллар давали уже 78,5 рубля, за евро - 85,4. Показатели начала года оказываются, таким образом, значительно ниже ориентиров, заложенных российскими властями в бюджет на 2016 год.
Уже в конце минувшей недели это признали в Минэкономразвития. Министерство выпустило обновленный прогноз, согласно которому среднегодовая стоимость нефти составит не 50 долларов за баррель, а 40. Курс доллара планируется на уровне 68,2 рубля за единицу.
Доска объявлений для тех, кто ищет работу в Москве
Реальная зарплата сократится на 3,5 процента против ожидавшихся 0,2 процента, доходы населения - на 4 процента вместо 0,7. Промышленность ожидает спад на 0,4 процента. Безработица составит 6,3 процента.
Безработица - не самое страшное
Впрочем, как говорят эксперты, специфика России заключается в том, что безработица - как раз не самое страшное. Фактически она камуфлируется неполной занятостью. Человек формально может не являться безработным, но при этом находиться на грани выживания. Как рассказала DW директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич, неполная занятость бывает двух форматов.
Первый - это простои, административные отпуска. Считается этот показатель (доля работавших неполное время) только по крупным и средним предприятиям, поскольку статистика не дает данных по малому бизнесу и сегменту неформальной занятости. "Таких, в среднем по России, 3 процента (по последним данным за третий квартал 2015 года)", - говорит профессор. Иными словами - более миллиона человек (общее число занятых на средних и крупных предприятиях - 34 миллиона).
"Второй формат - это так называемые неоплачиваемые отпуска. В среднем по России это 8 процентов, в Свердловской области - 12 процентов, в Челябинской - 10 процентов. Рост по обоим видам неполной занятости наблюдается с 2013 года", - отмечает эксперт. По ее словам, стратегия выживания в малых и индустриальных городах усугубляется.
631 тысяча человек - в зоне риска
Государство, между тем, не исключает того, что в этом году по стране может прокатиться волна увольнений. Сегодня на стадии экспертной оценки находится проект постановления правительства, согласно которому планируется в 2016 году выделить 5 миллиардов рублей (около 60 миллионов евро) на реализацию мероприятий в сфере занятости в регионах.
В одном из супермаркетов Москвы пустые полки заставляют китайской лапшой и чаем
Как говорится в пояснительной записке к документу, мероприятия должны быть направлены на "снижение напряженности на рынке труда". Если за 2015 год в России были уволены более 633 тысяч человек, то "в настоящее время под риском увольнения находится 631 тысяча человек", - сообщается в письме. Всего о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников заявляют 60,4 тысячи организаций. "Среднесписочная численность их работников - 14,7 миллиона человек, что составляет 18 процентов от населения, занятого экономической деятельностью", - уточняют авторы документа.
При помощи 5 миллиардов рублей, направляемых в регионы, чиновники предполагают провести профессиональное переобучение, поддерживать так называемую "самозанятость", возмещать работодателям затраты, связанные с трудоустройством инвалидов.
Нет инфраструктуры - нет работы
"Хорошо, я переобучился. И куда я пойду зарабатывать? Допустим, есть место доярки за 2,5 тысячи рублей. Но это не рабочее место. Оно не обеспечивает даже прожиточного минимума", - возмущается председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его словам, проблема заключается в том, что рабочих мест, которые давали бы приемлемую заработную плату, в принципе крайне мало. Глобальная же причина сложившегося положения вещей - деиндустриализация, недозагрузка промышленных мощностей.