Тайны диких племен - как живут люди без цивилизации
Есть на планете люди, которые не знают, что такое автомобиль, не платят налоги и добывают себе пищу охотой. Это представители неконтактных народов, которых осталось немного на планете и с каждым годом их становится все меньше.
Где живут дикие племена
В 2013 году научный журнал New Scientist подсчитал, что в мире насчитывается более 100 неконтактных народов, которые были обнаружены с воздуха или в ходе этнографических экспедиций. В последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.
Большинство племен выявили в труднодоступных районах Южной Америки, Центральной Африки, Новой Гвинеи, а также на Андаманских островах, принадлежащих Индии. Точное количество племен, которые не поддерживают контакты с внешним миром, на сегодня не установлено. Причиной тому их нежелание вливаться в цивилизацию и контактировать с современными людьми.
Максимальное количество изолированных племен насчитывается в Бразилии - здесь было найдено 77 несвязанных племен с помощью аэрофотосъемок и их контактов с соседними группами коренных народов. Предполагается, что в Перу насчитывается около 15 неконтактных племен, но эта цифра до сих пор неточная.
На границе Перу, Бразилии и Боливии - в джунглях Амазонки - находится самая высокая концентрация неконтактных племен на Земле. К ним относятся исконахуа, мацигенка, мацес, машко-пиро, мастанахуа, мурунахуа (или читонахуа), нанти, сапанава и науа, и многие другие, чьи названия до сих пор неизвестны исследователям. Они не знают и не придерживаются границ, пересекая их во время своих кочевых маршрутов. О них мало что известно, кроме того, что они отказались от контактов в результате насилия и болезней, принесенных пришельцами из цивилизации.
Еще несколько племен живет в других южноамериканских странах - Эквадоре, Боливии, Парагвае. По состоянию на 2006 год в Боливии было подтверждено присутствие пяти неконтактных племен, и, по слухам, считается, что существует еще три, которые вообще не выходят на связь с другими людьми.
Некоторые из племен обитают в густых джунглях в высокогорье Новой Гвинеи в Юго-Восточной Азии. Уточнить достоверное количество племен довольно сложно из-за обширных горных цепей, которые являются препятствием для сухопутных пришельцев. К тому же правительство Индонезии не допускает туда журналистов и сотрудников правозащитных организаций. На Андаманских островах, которые расположены между Индией и Малайским полуостровом, живут самые обособленные племена - джарава и сентинельцы.
Когда было обнаружено племя джарава, на острова стали приезжать туристы, а также браконьеры, что приводило к вспышкам заболеваний и эксплуатации племени. Именно поэтому они стали избегать контакта с чужаками.
Сентинельцы вообще не подпускают чужаков и ведут себя очень агрессивно. Два рыбака, выброшенные на берег острова, были убиты местными жителями. Правительство Индии много лет пытается наладить с ними контакт, но безуспешные попытки закончились ничем, и их оставили в покое. Сентинельцы успешно спрятались от первой антропологической миссии 1967 года и отпугнули пришлых ученых градом стрел в 1970 и 1973 годах.
В 1974 году режиссер National Geographic был ранен стрелой в ногу. Осознавая финансовые потери от невозможности навести контакт с местными жителями, индийское правительство наконец сдалось, объявив остров запретной зоной.
Причины изоляции некоторых племен
Писатель Джаред Даймонд - автор книги "Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих сообществ" - определяет развитие одних сообществ и изоляцию от остального мира других тремя основными факторами: география, время и масштаб.
Географическая удаленность помогла сохраниться племенам Африки и Амазонии. Когда средиземноморская цивилизация интенсивно и всерьез исследовала Африку и Южную Америку, колонизаторы захватывали в первую очередь прибрежные районы. На побережье можно было нормально причалить, а продвинуться вглубь материка уже довольно сложно и опасно.
В Африке рабской силы хватало и на прибрежных территориях. В Южной Америке конкистадоров, прибывших из Испании, интересовали богатства империи инков и майя, а мелкие дикие племена ушли вглубь амазонской сельвы, и добираться к ним не было никакого смысла.
Кроме географического положения на изоляцию повлиял также климат - племенам, жившим на территории современной Европы, чтобы выжить, приходилось быстро развиваться и много работать: строить жилища, добывать огонь, вычищать территории тайги под посевы и т. д. Это довольно быстро, по меркам истории, привело к цивилизационному развитию.
Племенам, проживающим в Южной Америке, не нужно было что-либо изобретать: одежда не нужна, потому что тепло, вокруг огромное количество пищи - фрукты поставляли витамины, живность и рыба обеспечивали протеинами. Развитие удаленных племен шло медленным эволюционным путем.
Масштабные завоевания также повлияли на развитие цивилизаций, что отразилось в экономике и влиянии численности населения на технический прогресс. И дело вовсе не в биологическом превосходстве одних рас над другими.
Цивилизации Евразии и Северной Африки, сменяя одна другую, заимствовали друг у друга различные научные и культурные достижения, развивая и изобретая на их основе новые. Таким образом выстроилась последовательность цивилизаций, соединившая неразрывной цепью античность с современностью.
В силу изолированности Южной Америки и Австралии там не наблюдалось такой преемственности. Современную цивилизацию туда привнесли европейцы, а те народы, которым удалось ее избежать, до сих пор остаются под завесой природной изоляции.
Как они живут и чем отличаются
Так же, как и жители цивилизованного мира, неконтактные народы и их племена строят дома, любят свои семьи, берегут по-своему природу, которая кормит их и дает защиту. И, как и любой из обычных людей, живущих в цивилизации, они хотят жить без войн и болезней. Но, в отличие от нас, их образ жизни охотников-собирателей требует обширных и точных ботанических и зоологических знаний, чтобы найти пропитание себе и своей семье, защититься от врагов и хищников.
Ощущение себя в пространстве у некоторых племен также может отличаться от привычного нам "лево" и "право". Например, в Австралии есть племя арренте, язык которого лишен этих понятий. Положение в пространстве аборигены соотносят со сторонами света, говоря, например, такие фразы: "По твоей юго-западной ноге ползет муравей".
Если у них спросить дорогу, то получишь четкое направление, как если бы его выдала стрелка компаса. Описывая расположение предметов в комнате, они не скажут, что стул находится слева, а кресло справа. В их описании виденного будут безошибочно указаны стороны света. Для того чтобы так говорить, необходимо иметь в голове "компас", встроенный во внутреннюю систему координат.
Существуют народы, уверенные, что время течет совсем иначе, чем мы себе представляем: спереди назад, по кругу или даже в гору. Исследования нестандартного восприятия времени привело ученых из Калифорнийского университета Сан-Диего (США) в Папуа-Новую Гвинею, в поселение племени юпно.
В этой горной местности нет дорог, электричества или даже пастбищ - племя живет так, как жило на протяжении веков. Общаясь с местными жителями, американские исследователи обратили внимание на необычную жестикуляцию аборигенов в тот момент, когда разговор заходил о течении времени, событиях прошлого, настоящего или будущего.
Оказалось, что их понимание будущего и прошлого связано с высотой, на которой они находятся в данный момент: давние предки юпно прибыли в эти места по морю и затем поднялись на 2500-метровую высоту. Именно поэтому прошлое у жителей племени всегда указывается в сторону низины, а будущее - в сторону вершины, где бы они ни находились в данный момент.
Самым удивительным ученым показалось то, что линия времени повторяла окрестный ландшафт. "Это первый случай, когда повседневные представления о времени имеют топографические свойства", - заключили ученые.
Как бы ни было трудно, антропологи не оставляют попытки изучить образ жизни неконтактных племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, семейном укладе и верованиях помогают ученым разобраться в эволюции и развитии человека.
Почему племена избегают контактов с цивилизацией
Определение "неконтактные" для этих народов не совсем корректно - эти люди знают о существовании цивилизованного мира, частично используют произведенные в цивилизации вещи, например, ножи и другие металлические предметы. Время от времени они контактируют с соседними племенами и очень редко принимают у себя пришельцев с "большой земли". При этом стараются максимально оградиться от влияния внешнего мира на их традиционный образ жизни, и этому есть разные причины.
К примеру, члены племени ава из резервации Арарибойя (60-80 человек) практически никогда не вступали в контакт с внешним миром, держась особняком в самом сердце заповедной зоны. Они по-прежнему охотятся с луком и стрелами, собирают дикий мед и орехи бабассу, полностью полагаясь на щедрость леса и его источники воды.
В окрестностях нет их оседлых соплеменников - из тех, что могли бы стать посредниками, случись им повстречаться с чужаками. Многие из представителей неконтактных народов предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, а те, которые вступают в контакт с современными людьми, постепенно утрачивают свою самобытность, подстраивая свой образ жизни или вовсе уходя жить "в большой мир". В некоторых случаях контакту препятствуют местные вожди - это лишит их влияния на соплеменников, и в этом случае у жителей таких народов просто нет никакого выбора - остаться жить в изоляции или уйти.
Хотя и присутствует большая доля страха перед новой жизнью и ее опасностями. И это небеспочвенно, ведь кем может стать выходец из первобытнообщинного племени? Скорее всего, его ждет незавидная участь: в лучшем случае попадет под опеку правозащитной организации, в худшем - подхватит неведомую его организму хворь.
Болезни, от которых есть иммунитет у современного человека, могут стать летальными для представителей неконтактных народов. В организме туземцев нет антител против многих распространенных инфекций. Когда вирус гриппа поражает европейца, его иммунная система сразу распознает "нападающего", так как она уже встречалась с ним раньше.
Даже если человек никогда не болел гриппом, иммунные клетки, "натренированные" на этот вирус, попадают в его организм от матери. Человек из джунглей практически беззащитен перед вирусом. Пока его иммунная система сможет выработать защиту, вирус вполне может его убить.
К тому же, как у любого другого сообщества, у изолированных племен есть коллективная память о том, что может произойти после установления контакта с цивилизацией. Параллельно с миром, существовавшим сотни лет назад, когда европейские исследователи колонизировали Южную Америку, многие племена, вступившие в мирный контакт с цивилизаторами, впали в нищету и болезни. Но изолированным племенам по-прежнему угрожают поселенцы и незаконные лесозаготовители, которые продвигают границу в районы Амазонки.
Часть племен Амазонии выбрали полную изоляцию после того, как пережили так называемый резиновый бум, во время которого тысячи индийцев были порабощены и убиты. В конце XIX века правительство Перу уступило огромные массивы тропического леса иностранным компаниям для заготовки каучука и кофейных плантаций. Это привело к вытеснению большого количества коренных народов со своих исконных земель.
"Резиновый бум" уничтожил до 90% коренного населения, остальные бежали в самые глубокие районы Амазонки и с тех пор избегают контактов. В очень редких случаях, когда их видят или встречают представители цивилизации, племена дают понять, что хотят остаться в одиночестве. Чаще всего для защиты своей территории туземцы оставляют в лесу знаки, предупреждающие посторонних держаться подальше, иногда ведут себя довольно агрессивно.
Защита изолированных народов
Конвенция ООН о геноциде коренных народов вступила в силу 70 лет назад, но доминирующее общество продолжает уничтожать целые племена, чтобы отобрать их землю и ресурсы. К сожалению, из-за нещадной эксплуатации и разрушения окружающей среды - вырубки лесов для получения стройматериалов и эксплуатации площадей для ферм - многие из этих народов находятся в зоне риска. Причем риск достаточно серьезный, вплоть до геноцида и истребления.
Защитная организация Survival International была основана 50 лет назад, после публикации в 1969 году статьи Нормана Льюиса "Геноцид", напечатанной в журнале The Sunday Times. В ней рассказывалось о зверствах, которым подвергались коренные народы Бразилии в прошлом веке. Теперь организация активно занимается защитой изолированных племен от внешнего посягательства на их суверенность и на их богатые природными ресурсами земли.
FUNAI - Национальный бразильский фонд по делам коренных народов, который отвечает за защиту их земель, - обнаружил последнего жителя изолированного племени Акунцу, который прожил более 20 лет в одиночестве в западной части лесов Амазонки. Этот человек охотится на диких кабанов, птиц и обезьян с луком и стрелами, ловит добычу с помощью ловушек - скрытых ям, заполненных заостренными деревянными шестами.
Его племя было частично убито и изгнано из этого района лесорубами и фермерами еще в 1970-х и 1980-х годах. Считается, что он остался единственным выжившим из племени, состоявшего из шести человек, погибшего во время нападения фермеров в 1995 году. Его впервые обнаружили в 1996 году, и с тех пор о его безопасности заботится FUNAI.
В 2018 году его обнаружили случайно, когда он топором рубил дерево в районе заповедника "Танару". Фиона Уотсон, директор по исследованиям и защите интересов коренных народов Survival International, охарактеризовала находку этого человека как "экстраординарную", учитывая, что 8070 га охраняемого леса, в котором он проживает, полностью окружены ранчо и фермами.
Во взаимодействии с внешним миром индейцам Ава, живущим на Амазонке, редко удавалось избежать насилия. Сегодня это племя насчитывает приблизительно 600 человек, из которых только около сотни по-прежнему кочуют по лесам. Остальные обосновались в трех из четырех охраняемых резервациях - индейских территориях, которые растянулись в непрерывный коридор вдоль западной границы штата Мараньян.
Отчасти благодаря присутствию неконтактных индейцев Ава, 12,3 тыс. кв. км сезонно сухих лесов, образующих необходимый буфер для дождевых лесов, обрели охранный статус в виде заповедника. На холмах и равнинах, опоясывающих резервацию, выросли десятки селений и деревушек, где проживают около 5,3 тыс. индейцев Гуажажара. А за пределами заповедной земли располагается пять крупных муниципалитетов, главный экономический двигатель которых - древесина.
Компании, занимающиеся лесозаготовкой, постепенно отбирают земли у племен и неконтактных народов. Это грозит их полным исчезновением, так как их жизнь полностью зависит от лесного массива.
Защитная организация "Стражи Амазонки", которую в 2013 году создали в Бразилии выходцы из коренных народов Соня и Гуахаджара, сегодня использует спутниковые технологии и беспилотники для мониторинга вторжений в земли неконтактных народов. В заповеднике "Арарибоя", расположенном в штате Мараньян, группа людей отчаянно боролась за защиту лесов, в которых они совместно проживают на одной территории с несколькими десятками представителей неконтактного племени Ава.
Представитель "Стражей Амазонки" объясняет: "Прямо сейчас наш лес захвачен нелегальными лесозаготовителями. Мы патрулируем, находим лесорубов, уничтожаем их оборудование и высылаем их за пределы своей территории. Мы постоянно получаем смертельные угрозы от бригад лесозаготовителей, но продолжаем, поскольку наш лес - это наша жизнь. Наши изолированные родственники Ава также живут в лесу. Они не смогут выжить, если лес будет уничтожен".
Как повлияет изменение климата на племена
Жители племен осознают, что бережное отношение к окружающей среде дает им возможность выжить в непростых условиях. С таким уникальным пониманием устойчивой жизни они защищают одни из величайших и биологически разнообразных лесов на нашей планете. Там, где их права соблюдаются, они продолжают процветать, но сталкиваются с катастрофой, если их земля остается беззащитной.
Будущее племен зависит от действий правительств тех стран, на территории которых они проживают. Но проблема кроется в том, что цивилизаторы считают жителей неконтактных племен примитивными существами, не способными определять свое будущее. Судя по предыдущему опыту, у людей, ведущих племенной образ жизни, практически нет шансов влиться в современное общество - в новой жизни они обречены на нищету и вымирание.
Пока проблема изолированных племен, живущих на первобытном уровне, заключается в том, что все попытки контакта с ними и их изучения зачастую приводят к их же уничтожению. Кроме того, территория обитания цивилизованных людей постепенно и неумолимо расширяется. И несмотря на то что неконтактные народности смогли пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, для них страшнее не изменение климата, а встреча с современным человеком. Поэтому жители племен в чем-то правы, избегая контакта с цивилизаторами. Единственное, в чем они нуждаются, - это в защите своих земель. А если они захотят пойти на контакт с внешним миром, то способ всегда найдется.