Нужно ли мобилизировать переселенцев? - комментарий юриста
Лилия Веревкина, материал перепечатан из издания Донпресс
Тема мобилизации сложная для любого человека и его семьи. Не у каждого патриотические мотивы преобладают над личными и семейными: необходимо оставить семью, работу, бросить построение карьеры, прервать занятия спортом и тому подобное. Возникают обычные для человека вопросы: «могу Ли я оставить свою семью?», «Это ли мне нужно?» «Почему именно я?». Некоторые аргументируют свое нежелание отстаивать безопасность государства отсутствием военного положения в Украине.
Но еще более тяжким этот долг становится для временно перемещенных лиц из зоны Антитеррористической операции и Крыма, некоторые из которых уже имеют психологические травмы и так называемый «поствоенный синдром» еще до начала призыва.
В данной статье мы рассмотрим вопрос мобилизации именно внутренне перемещенных лиц (в дальнейшем - ВПЛ, перемещенных лиц или переселенцев). И хотя на сегодняшний день очередной мобилизации не объявлено, с этим вопросом к юристам вновь и вновь обращаются перемещенные лица.
И сразу вынуждены огорчить: однозначного ответа нет. Есть большое количество публикаций на эту тему, есть разные взгляды юристов на указанную тематику, есть взгляды должностных лиц Министерства обороны Украины, но никаким нормативно-правовым актом не установлена четкая позиция государства по отношению к мобилизации ВПЛ.
Остановимся на каждом взгляде «за» или «против» отдельно.
Почему же сотрудники военных комиссариатов считают, что они действуют в рамках закона, когда присылают повестки перемещенным лицам?
Главными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы прохождения военной службы по призыву при мобилизации является Закон Украины от 25 марта 1992 года № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» и Закон Украины 21 октября 1993 года № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации».
Согласно ст. 14 Закона № 2232 приписка граждан Украины мужского пола к призывным участкам и постановка их на воинский учет проводится районными (городскими) военными комиссариатами по месту жительства лица. А Законом Украины от 20 октября 2014 года № 1706-VII «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» устанавливается, что адрес по справке о постановке на учет внутренне перемещенного лица является место жительства такого лица на период проведения антитеррористической операции.
Именно основываясь на этих двух нормах, сложился взгляд, что перемещенные лица могут быть призваны на военную службу во время мобилизации.
Согласно Закону № 3543 вид, объемы, порядок и срок проведения мобилизации определяются Президентом Украины в решении о ее проведении, что на практике закрепляется указами Президента Украины относительно конкретной волны мобилизации. К сожалению, глава государства в одном своем указе не установлен порядок призыва ВПЛ.
Это привело к тому, что большое количество перемещенных лиц мужского пола, подпадающих под критерии отбора, или специально не получают справку перемещенной личности, таким образом лишая себя и свою семью права на получение социальной помощи, или совсем не выезжают из зоны АТО, подвергая себя и членов своей семьи влиянию других видов опасности. Конечно, эти средства избежания призыва являются не только не эффективными, но и вредными для человека и его семьи. Не способствует эта неурегулированность норм и нормализации общей ситуации в Украины.
Существуют и другие взгляды на этот пробел в юридических нормах. Иногда сами должностные лица Министерства обороны Украины в своих публичных выступлениях и ответах соглашаются с угрозой ситуации, которая сложилась по отношению к перемещенным лицам. Так страх быть мобилизованным и невозможность других членов семьи прокормиться из расчета полученной помощи становится помехой выезда десятков или тысяч семей из зоны АТО, а это в свою очередь поддерживает информационную борьбу с Украиной.
Обеспокоены этим вопросом и в Управлении ООН по координации гуманитарных вопросов, что было отражено в их докладах. Так, в отчете УГКП ООН, 2015b. «Украина. Ситуационный отчет № 25», УГКП ООН, Киев (далее - отчет № 25) даются такие факты: «8.2 Консультации с активистами общественных ОГС и перемещенными лицами свидетельствуют, что много ВПЛ не ищут помощи и не регистрируются как ВПЛ для получения государственных услуг, опасаясь того, что мужчины из перемещенных семей могут быть призваны в войска...», «Большинство перемещенных семей - неполные, в большинстве случаев главами таких семей являются женщины. Женщины составляют примерно три четверти внутренне перемещенных лиц трудоспособного возраста. Они должны заботиться о детях и родственниках преклонного возраста, которые вынуждены были мигрировать вместе с ними, обеспечивать экономическое и социальное благосостояние своих семей, в том числе удовлетворять их бытовые, жилищные и финансовые потребности».
Потому озвучим более лояльный подход к вопросу мобилизации перемещенных лиц. И в первую очередь обратимся к международной практике. Так, на 54 сессии Комиссии по правам человека ПРООН, которые происходили 11 февраля 1998 года, были освещены Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны (далее - Руководящие принципы), согласно принципу № 13 которых: «Ни при каких обстоятельствах не следует призывать перемещенных детей в армию, а также принуждать их или разрешать им участвовать в военных действиях. Перемещенным внутри страны лицам обеспечивается защита от дискриминационной практики призыва в вооруженные силы или группировки вследствие их перемещения. При любых обстоятельствах запрещается, в частности, всякая жестокая бесчеловечная или унижающая достоинство бедного практика принудительного призыва или наказания от уклонения от призыва».
Украинское законодательство подобных норм не содержит. Но, учитывая тот факт, что наше законодательство еще в подвижном состоянии и постоянно меняется в сторону соблюдения общих принципов и норм международного права, нельзя считать, что ссылки на Руководящие принципы некорректно или противоречит украинскому законодательству.
Среди нормативно-правовых актов Украины по данному вопросу можно выделить Закон Украины № 1706, регулирующего права и свободы ВПЛ. Им установлено, что гражданин Украины при обстоятельствах, определенных в статье 1 настоящего Закона, имеет право на защиту от принудительного внутреннего перемещения или принудительного возвращения на покинутый место жительства. То есть любое лицо, которое постоянно проживает в Украине, которую заставили или самостоятельно покинул свое место жительства в результате или с целью избежания негативных последствий вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия, массовых нарушений прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, имеет право быть защищенным государством от возврата. А призыв на военную службу в зону АТО является по сути нарушением этого права.
Кроме этого, необходимо помнить, что доля перемещенных лиц уже имеют поствоенный синдром (иногда называют его «синдром АТО»), который не менее, а по мнению некоторых психиатров, даже более страшен для психики, чем Афганский.
Обратимся к Отчету № 25: «влияние насилия, связанного с конфликтом, среди внутренне перемещенных лиц, населения в зоне конфликта и участников боевых действий распространенные проблемы психического здоровья, вызванные боевыми и кризисными условиями, такие как горе, отчаяние, травма, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)».
С этим согласны даже в военные комиссариаты. Специалисты подчеркивают, что необходимо при выезде из зоны АТО сразу обратиться к любому психиатру, который работает при общественных организациях по помощи перемещенным лицам, для определения синдрома и помощи в преодолении его. Данный синдром не дает право сотрудникам военных комиссариатов ставить человека на учет и призывать, но дает право, как перемещенному лицу, свободно получать справку о взятии на учет ВПЛ и приступать к общей работе.
Автор статьи - профессиональный юрист, председатель ОО «Ты нужен».