Вокальная школа и поклонники: в Днепре родилась известная оперная певица (Фото)
Имя Зинаиды Никифоровны Малютиной сегодня почти забыто знатоками украинского вокального искусства. Ее педагогический опыт был обобщен в блестящем творчестве ее учеников - выдающихся представителей оперного искусства - Ивана Паторжинского и Марии Сокол-Рудницкой, которые стали символами украинской национальной оперной сцены мирового масштаба. Зинаида Никифоровна Малютина являлась основателем «екатеринославской ветви» украинской вокальной школы. Рассказывает сообщество "Екатеринославъ - Днепропетровск".
Зинаида Малютина (в девичестве Бахмутова) родилась в Екатеринославе 22 января 1881 года. Ее жизненная судьба оказалась довольно пестрой в «географическом измерении»: Екатеринослав - Петербург - Москва - Екатеринослав - Харьков - Магнитогорск. Но до последних лет жизни Зинаида Никифоровна сохраняла теплые чувства к родному городу, где загорелась звезда ее высокопрофессионального исполнительского мастерства и получила признание ее педагогическая деятельность. В 1962 году Зинаида Малютина подарила Днепропетровскому музыкальному училищу им. Глинки свою огромную нотную библиотеку. В ней были собраны уникальные раритетные издания конца XIX - начала ХХ века, в том числе и украинских нотных издательств 1917-23 годов.
Получив среднее образование в Петербургской женский гимназии, Зинаида Бахмутова продолжила обучение в Московской консерватории по классу вокала и фортепиано. По окончании консерватории в 1906 году владелицу волшебного голоса ждало блестящее будущее оперной певицы. Сначала она работала в частных оперных антрепризах, выступала в Москве, Харькове, Варшаве, Кельце, Курске, Полтаве, Екатеринославе... Замужество и рождение дочери заставили вернуться в родной город. В 1908 году Зинаиду Малютину пригласили преподавателем по классу вокала в Екатеринославское музыкальное училище Русского музыкального общества. Уже через год она получила звание старшего преподавателя. Имея в своем арсенале концертный репертуар, Зинаида Никифоровна органично сочетала педагогическую работу с активной исполнительской деятельностью.
Уже в первый год своей работы Зинаида Малютина дважды выступает с симфоническим оркестром Екатеринославского музыкального училища, и представляет слушателям концертную программу с камерно-вокальными произведениями Э. Грига. В историческом музее им. Яворницкого сохранились программы двух симфонических концертов - 12 декабря 1908 и 23 февраля 1909 годов, проходившие в театре Клуба Коммерческого собрания на Новодворянской улице, и посвященные памяти композитора Римского-Корсакова. В Днепропетровской консерватории им. Глинки сохранились программы концертов Малютиной, проходившие 29 декабря 1911 года и 7 марта 1914 года в Английском клубе на Клубной улице. А в ноябре 1916 года на сцене театра Клуба Коммерческого собрания екатеринославцы чествовали десятилетие творческой деятельности З.Н. Малютиной. Концерт из трех отделений собрал многочисленных поклонников таланта певицы. Устройство такого большого концерта, да еще в военное время, свидетельствует о значительном авторитете З.Н. Малютиной.
Зинаида Никифоровна Малютина сыграла решающую роль в формировании национальной вокальной школы и зажгла на отечественном певческой небосклоне имена, ставшие художественными светочами. Характерной чертой творческой деятельности Малютиной было сочетание педагогики и исполнительства. В феврале 1919 года Екатеринославское музыкальное училище было реорганизовано в Консерваторию, куда Зинаиду Никифоровну пригласили на должность декана вокального факультета. В классе Малютиной было более двадцати учеников, из которых наиболее яркими являлись выпускник Екатеринославской духовной семинарии, владелец мощного баса Иван Паторжинский и одаренная волшебным сопрано Мария Сокол. Определяющей ступенью в осознании себя оперными певцами стал для них класс Зинаиды Малютиной, а ее установки в течение всей творческой жизни оставались детерминантами их деятельности.
В начале 1920-х годов украинская вокальная школа находилась на этапе формирования. И поэтому введение в учебный репертуар вокальных произведений украинских композиторов и украинских народных песен имело важное значение, было для своего времени смелым шагом, удостоверяющем понимание национального музыкального языка в общеевропейском контексте. Убеждение в необходимости введения в программу подготовки профессиональных певцов произведений украинского репертуара, рядом с классическими образцами западноевропейской и русской музыки, было характерным Зинаиде Никифоровне.
В 1923 году Зинаида Никифоровна переезжает в Харьков. Ее блестящий педагогический опыт нашел поддержку среди ведущих преподавателей Харьковского музыкально-драматического института. Кроме работы на вокальном факультете, она возглавляет Высшие музыкально-драматические курсы, одновременно ведет активную общественную работу в Художественный комиссии Народного комиссариата просвещения, Квалификационной комиссии профсоюза Рабочих искусств, работает в Государственном институте театрального искусства, в студии при Харьковском театре русской драмы, является консультантом фониатричного отделения Института отоларингологии.
Профессор Малютина - автор ряда научных работ, первая из которых «Советы ученикам пения» вышла еще в 1913 в Екатеринославе. Позже она снова вернулась в своих разработках к теме постановки и гигиены голоса. Немало работ по методике вокала были опубликованы в 1920-30-е годы на страницах журналов «Музыка», «Советская музыка», «Искусство».
В начале Великой Отечественной войны семья Малютиной переехала в Магнитогорск, где уже в послевоенное время она связала свою судьбу с местным музыкальным училищем. Именно здесь Зинаида Никифоровна прожила последние двадцать пять лет своей жизни. Умерла Зинаида Никифоровна Малютина в Магнитогорске в 1976 году.