Новости и события » Культура » В России рассказали о первых итогах реставрации пострадавшего от рук вандала репинского "Ивана Грозного"

В России рассказали о первых итогах реставрации пострадавшего от рук вандала репинского "Ивана Грозного"

В России рассказали о первых итогах реставрации пострадавшего от рук вандала репинского "Ивана Грозного"

Прошедшие после нападения вандала полтора года были посвящены тщательнейшему изучению картины. Напомним, 25 мая 2018 года он нанес полотну, выставленному в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, несколько ударов железной стойкой ограждения. Были проведены химический анализ нитей холста, пигментов и грунта, изучение в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и рентген. Проведено сравнение техник и технологий создания других картин Ильи Репина для подбора аналогий. Специально для большого полотна (размер картины 2 м x 2,54 м) создан уникальный стол-трансформер, на котором оно сейчас лежит оборотной стороной вверх, зафиксированное магнитами. Уже несколько раз полотно навещали западные эксперты-реставраторы, с которыми постоянно консультируется Третьяковская галерея.

Проблема, из-за которой вокруг картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" собраны такие мощные реставрационные силы, - в плохом общем состоянии полотна. Картина "хронически больна" - так говорят в Третьяковской галерее. И реставраторам предстоит не просто восстановить три крупные осыпи на фигуре царевича, появившиеся от недавних ударов, но решить задачу с хроническим отслоением красочного слоя по всей поверхности картины.

Как рассказал заведующий отделом комплексных исследований ГТГ Юлиан Халтурин, слабая связь красочного слоя и основы была отмечена еще в 1934 году, с тех пор состояние картины постоянно контролируется. Именно из-за этой хрупкости картина никогда не покидала стен Третьяковской галереи - кроме эвакуации 1941 года, но и тогда полотно не сматывали на вал, а везли между двух щитов. После нападения первого вандала, в 1913 году, картину дублировали (приклеили для укрепления на второй холст) и усилили сзади фанерным щитом - именно он принял в 2018 году главный удар. Однако то, что, с одной стороны, спасло картину, с другой - могло ей повредить: основной холст и дублировочный были разной плотности, подвергались усадке неодинаково, это могло вызвать напряжения в красочном слое.

В целом, как заключают специалисты, изучившие более трех десятков картин Ильи Репина, художник соблюдал традиционные технологии, и "болезни", которыми страдают его работы, общие для всех русских и европейских мастеров конца XIX века, использовавших фабричные краски и грунты. И те и другие делались на масляной основе, поэтому сцепление краски с грунтом (которое достигается за счет того, что основа впитывает масло из краски) получается слабым. А толчок к разрушению, как предполагает Юлиан Халтурин, могла дать история 1922 года, когда дождливой осенью неотапливаемые залы Третьяковской галереи так отсырели, что хранители собирали влагу со стен тряпками.

В настоящий момент второй, дублировочный холст с картины убран. И теперь перед реставраторами множество проблем: как удалить с оборотной стороны оригинального холста старый клей, как подводить кромки, на какой клей, на какой холст, каким способом дублировать снова (без этой процедуры в сложившейся ситуации не обойтись). "Главное, - сказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова, - не торопиться, не навредить. Момент повторного дублирования - один из самых сложных в реставрационных работах, нужно сделать так, чтобы картина потом вернулась в экспозицию и жила долго".

К счастью, музей может не экономить средства. Точная сумма, которая потребуется для реставрации, не называется, но сразу после инцидента звучала сумма от 5 млн до 10 млн руб. Все необходимые деньги, "столько, сколько потребуется", как говорят в Третьяковке, дает Сбербанк.

На эти средства в том числе были приглашены западные эксперты - специалисты по дублированию большеформатных полотен из Нидерландов, Дании, Великобритании и Италии. "Самая сложная проблема, - подтверждает мнение российских коллег Саймон Бобак из Института Гамильтона Керра при Музее Фицуильяма, - не столько разрывы, сколько состояние самого красочного слоя, слои которого слабо скреплены".

Ранее предполагалось, что реставрация закончится в 2020 году. Сейчас в Третьяковке более аккуратны с обещаниями и настаивают на том, что главное - не скорость, а качество. После того как картина вернется в экспозицию, ее снова накроют стеклом - но не обычным, а специальным, прочным, способным защитить полотно от любых нападений.

В России рассказали о первых итогах реставрации пострадавшего от рук вандала репинского "Ивана Грозного"

В России рассказали о первых итогах реставрации пострадавшего от рук вандала репинского "Ивана Грозного"


Лізинг персоналу: сучасний підхід до управління робочою силою

Лізинг персоналу: сучасний підхід до управління робочою силою

Лізинг персоналу зараз вважається однією із самих ефективних форм аутсорсингу, яка дозволяє компаніям продуктивно управляти необхідними для бізнес процесів людськими ресурсами. Цей підхід передбачає своєрідну оренду працівників у спеціалізованих агенцій на...

сегодня 15:43

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх