Как женщины вернули себе власть в моде в 2010-х
Сегодня в индустрии моды женщин на постах креативных директоров гораздо больше, чем раньше. Взять, к примеру, Марию Грацию Кюри (Dior) и Клер Уэйт Келлер (Givenchy). Но более половины брендов все еще находятся под верховенством мужчин. И поэтому Vogue спрашивает: станут ли 2020-е декадой, когда «стеклянный потолок» для женщин в мире моды треснет окончательно?
Есть такой стереотип, что модная индустрия заполнена женщинами, но на самом деле, у руля крупнейших модных Домов стоят мужчины. Конечно же, среди имен в списке самых влиятельных дизайнеров мира есть такие, как Коко Шанель, Эльза Скиапарелли и Мадлен Вионне. С ними наравне столпами современной моды стали Миуччиа Прада и Рей Кавакубо. Но этого все равно мало.
Исследование McKinsey&Company в 2018 году показало, что меньше 50% известных брендов женской одежды создали женщины (они возглавили лишь 14% известных компаний). Но мир меняется и это стало заметно еще в 2010-м. С тех пор женщины заняли больше ведущих должностей в модных домах, чем когда-либо, а политические движения за пределами подиумов начали влиять на решения, которые принимают за закрытыми дверями.
Декада началась с трагедии - умер Александр Маккуин. В феврале 2010 года его заменила близкая подруга Сара Бертон. Несомненно, Сара оказалась в нужном месте, в нужное время, ведь после смерти Маккуина в мире моды образовалась не просто пустая ниша, а целая пустошь, как пространство для самореализации. И Сара стала тем самым «островком спокойствия», удержавшим модное сообщество во времена трагической потери. В 2011 году Бертон сделала свадебное платье для Кейт Миддлтон. Всего год спустя журнал Time назвал ее одной из самых влиятельных людей мира.
Следующая важная часть истории началась в июле 2016 года, когда Мария Грация Кьюри заменила Рафа Симонса в Dior. Она стала первой женщиной - креативным директором дома за 70 лет. Кьюри возглавила «Dio(r)evolution», как сама ее и назвала. Центральной темой дебюта итальянки на показе весна-лето 2017 стал, конечно же, феминизм. Особенно это шоу запомнилось всем футболками с надписью «Мы все должны быть феминистками». Принт был вдохновлен одноименной книгой Чимаманды Нгози Адичи.
Независимо от того, украшает надпись «феминизм» футболку за 710$ или нет, этот акт оказал огромное влияние на общество. Он вдохновил людей говорить больше, а не игнорировать столь важную социальную проблему современности, как отсутствие гендерного равенства. Благодаря Кьюри в 2017 году Dior стал одним из самых популярных брендов в Instagram - он набрал больше всего тегов, отметок и комментариев.
2017-й стал ключевым годом для всех женщин-дизайнеров. Тогда миллионы и тысячи людей приняли участие в Женских маршах по всему миру, а «pussy hat» стала символом женской солидарности. Дизайнер Клер Уэйт Келлер в то же время была назначена первой женщиной на посту креативного директора Givenchy. Спустя год она стала автором свадебного платья герцогини Сассекской Меган. Темой выступления герцогини на Fashion Awards тогда и стал вопрос женского взгляда на индустрию моды. Стоя на выступлении рядом с Келлер, герцогиня рассказала о тесной связи между модой и феминизмом, отмечая, что она «основана на том, чтобы понимать: речь идет о поддержке и расширении прав и возможностей друг друга, в частности, женщин».
В 2019 году Рианна стала первой женщиной с собственным брендом в составе LVMH. А еще, первой «цветной» девушкой у руля дома в составе концерна. Кстати, Стелла Маккартни, которая является относительно новым и молодым брендом по сравнению с Louis Vuitton, также основала собственный успешный дом. И стал он за это время достаточно крупным для того, чтобы попасть под покровительство влиятельнейшего конгломерата мира.
Календарь мира моды сейчас просто переполняют даты, когда на свет стали появляться независимые бренды под руководством женщин. В их список попала и британско-ямайский дизайнер Грейс Уэльс Боннер, которая запустила коллаборацию с Марией Грацией Кьюри для круизной коллекции Christian Dior. Не стоит забывать и о Марин Серре, и талантливой обладательнице награды CDFA Эмили Адамс Боде. Она стала первой на мужской Неделе моды в Нью-Йорке. Пока еще не ясно, что будет происходить в ближайшие годы: все эти молодые таланты имеют равные шансы как попасть в крупные дома мод, так и нет. Невозможно дать гарантии на то, что традиционные устои пойдут на встречу креативным девушкам. Но, мы входим в новую декаду и модной индустрии предстоит сделать еще очень и очень много шагов на пути к гендерному равенству, но эволюция уже началась и мы верим в ее продолжение.