Статья вторая. Мнение о евроинтеграционных процессах в Луганской области
В нынешних политических реалиях у Луганской области положение особое. Выходящая границами к кордонам России - основного противника европейской интеграции Украины, область стала ареной вооруженного противостояния. Регион оказался разорванным на две части, что нанесло мощнейший удар по его населению, вынужденному привыкать, к тому, что условная граница между оккупированной и неоккупированной зонами разорвала привычнее, установленные исторически, экономические, культурные, родственные и дружественные отношения. Помимо военной неурядицы, наплыва вынужденных переселенцев, общего тяжелого экономического состояния, Луганская область впервые за двадцать лет оказалась в условиях смены исторической парадигмы - упорное движение Украины в Европу заставило жителей региона, многие годы бывшего тылом советского влияния, вырабатывать новое видение изменившихся политических реалий.
Стоит отметить, что данное переосмысление пока идет со скрипом. Евроинтеграционные процессы для многих простых людей региона не совсем понятны, и неотделимы от других прозападных направлений политики нынешнего официального Киева - стремления в НАТО, развития рыночной экономики, геополитического бегства от России. Помимо достаточно широко распространенного в крае крайне агрессивного восприятия любых попыток отказаться от советского прошлого, одной из господствующих форм отношения к европейскому выбору является скептицизм. Украина в составе ЕС воспринимается как очень далекий "журавль в небе", который навряд ли присядет в отдаленной перспективе на отечественные раздолбанные дороги, ненавязчивый сервис, заброшенные бывшие колхозные поля и чиновничьи коррупционные кабинеты.
Тем не менее, очень медленно, но верно, в отдельных анклавах, формируется понимание того, что евроинтеграция - это не очередная страшилка, а вполне реальный процесс общественных изменений к лучшему.
Пока такая трактовка событий характерна, прежде всего, для представителей научного сообщества, вместе с украинскими университетами, вынужденными эвакуироваться из неподконтрольной территории. Среди тех, кто летом 2014-года покинул родной Луганск и переехал вместе одноименным национальным университетом имени Тараса Шевченка - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и правоведения Антон Бадер. По его мнению, в евроинтеграции Украины скорее актуален не результат, а сам процесс. Не принципиально, вступит ли страна в конечном итоге в ЕС, куда важнее какие социальные, культурные, правовые и политические она сможет перенять, чтобы процесс государственного строительства был более эффективен. "Важно не само членство в ЕС, а механизм. Сам по себе процесс евроинтеграции является мощным стимулом для коренного оздоровления социально-экономической и политической жизни", - отмечает он.
Будучи экспертом в данной тематике, проводив многочисленные семинары и заседания студенческих научных обществ, еще в те времена как Украина впервые заявила о намерении стать ассоциированным членом ЕС, Антон Васильевич весьма искушен в теме и готов оперировать цифрами. "Опыт показывает, что европейская интеграция дает позитивный экономический эффект именно на начальном этапе вступления в Евросоюз. Фактически бюджет ЕС обеспечивает эффективное функционирование единого рынка, и соответственно устраняет негативные проявления расширения. Например, отчисления Евросоюза на новых членов в 2004 г. составили 11,8 миллиардов евро (10,5% бюджета). В 2007 - 2013 гг. из общей суммы бюджета ЕС в размере 862 миллиарда евро около 200 миллиардов будут направлены на развитие новых государств. Так, Польша получила 60 миллиардов евро", - отмечает ученый.
В тоже время, он понимает, что Украине никто не даст денег просто так. "Указанная бюджетная политика не остается не замеченной более развитиями странами Европейского союза. Естественно, что у руководства той же Германии или Франции нет большого желания перераспределять средства, заработанные высокоэффективными производством своих стран на поддержку менее эффективных экономик новых членов ЕС. В связи с этим, является неизбежным усиление требований к странам, претендующим стать частью объединенной Европы. Фактически Украине, помимо политических, правовых, социальных реформ, для того, чтобы стать членом ЕС необходимо изначально достичь среднеевропейского уровня экономического развития", - говорит он. В связи с этим, Антон Васильевич делает вывод, что принятие в качестве цели полноценного членства в ЕС заставит элиту делать шаги по созданию как можно более эффективной экономической системы рыночного типа.
Подобная точка зрения - ЕС - это, прежде всего стандарты, а не утопическая самоцель - распространена не только в научных аудиториях, а и среди луганских общественных активистов. Так, председатель общественной организации "Трибун" Денис Денищенко, считает: "что Украина имеет все возможности развиваться самостоятельно, по примеру Японии, Норвегии, Южной Кореи и т. д. Нам нужно брать положительный опыт, законы, стандарты, технологии. Не нужно быть просящими, никто нас в ЕС не ждет пока мы слабые, а когда будем сильными, тогда сами решим надо ли нам это. Тем более в ЕС сейчас достаточно много системных проблем, которые они сами не могут преодолеть. Естественно применение успешных европейских стандартов будет способствовать развитию Луганской области, прозрачность, публичность, электронное правительство, закупки, все это будет уменьшать коррупцию".
Несколько скептичную по отношению к евроустремлениям Украины позицию, в свою очередь, высказал доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедры социологии и философии эвакуированного ЛНУ имени Тараса Шевченка Илья Федорович Кононов. Признавая позитивные стороны всеевропейской интеграции, среди которых он выделяет ликвидацию внутренних национальных границ, свободное перемещение идей, технологий и капиталов, а также наличие высоких стандартов защиты прав человека, он, тем не менее, считает, что современное ЕС - крайне неоднородное иерархиезированное межгосударственное образование. Его "костяк" (протестантские страны - Германия и Франция) создал для себя приемлемые условия для жизни, в то время как для "периферии" уготована несколько иная участь. "В ЕС воспроизводится мировое деление на центр, полупериферию и периферию. Отсюда и второй вопрос. В Европе не все страны в равном положении. Есть Германия, но есть Румыния и Греция. Центр ЕС - это страны, образующие ядро западноевропейской христианской цивилизации. Не все, конечно, католические страны попали в центр. Испания - полупериферия. Не знаю, насколько цивилизационный подход здесь продуктивен. Возможно, он схватывает только феноменологию процесса. Но на периферии - страны православной цивилизации. У Украины шанс - пополнить их ряды. Это вовсе не значит, что для жителей Украины было бы теперь плохо попасть в ЕС. После всего, что произошло с нами, нашей стране хуже не будет. Но и особых стимулов для развития она не получит. Само ее положение периферии будет стимулировать аграризацию", - отметил ученый.
Так образом, общение с ведущими предпринимателями, учеными, политиками и государственными деятелями двух крайних областей Украины - Луганщины и Закарпатья, показало, что спустя два года после победы Евромайдана, объединяющим для обоих регионов является мнение, согласно которому, наша, просто насыщенная болью страна нуждается, прежде всего, во внутреннем всемерном обновлении. Этот процесс необходимо проводить независимо от того, сможет ли Киев активизировать евроинтеграционную политику или нет. Характерные для ЕС стандарты рассматриваются, прежде всего, как некий образец, к которому нужно стремиться. При этом огульная идеализация евроинтеграция, представление о том, что европейцы за нас решат все проблемы, отсутствует, как в Закарпатье, так и в Луганской области.
И в заключение нашего небольшого повествования хотелось бы привести некое лирическое отступление. С недавних пор, приезжая в Старобельск Луганской области, я начал чувствовать некий едва уловимый, сладковатый запах горелого дерева. Именно таким вот костерком всегда пахнет вкусный шашлычок. Дело в том, что в условиях высоких цен на газ, многие жители области вынуждены близко познакомиться с такими ранее типично европейскими понятиями, как "экономия ресурсов" и "альтернативные источники отопления". Многие теперь топят дровами. Я стал анализировать, откуда мне знаком данный запах. Как оказалось, я с наслаждением вдыхал его зимой в селе Турья Ремета, Перечинского района, Закарпатской области, где все давно топят дровами, собранными в горах.
Александр Набока