Министерство экономики или Министерство евроинтеграции?
Энергичные новости об отставке министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абрамавичуса, с его просьбами к Верховной Раде незамедлительно проголосовать за собственное увольнение и с обвинениями всех в коррупции и блокировании реформ, многим напоминают попытку перекладывания ответственности на других за собственное бездействие. Такое подозрение возникает, если взглянуть на путь, которым шел украинско-литовский наемный менеджер высшего звена, и на заявления, сделанные им на этом пути. В начале своей карьеры на посту главы МЭРТ чиновником была озвучена установка на полную приватизацию всей государственной собственности и дальнейшее упразднение возглавляемого им министерства.
План приватизации за прошлый год выполнен менее чем на 1 (один) процент, в большей степени из-за того, что возглавляемое нашим героем министерство не подготовило и не передало в работу материалы, на основании которых объекты могли быть выставлены на конкурс по продаже.
Упразднить же министерство можно, например, назвав его Министерством евроинтеграции. Ведь не зря послы девяти западных стран в Украине выступили с совместным заявлением, в котором выражают разочарование в связи с отставкой Абромавичуса. Документ, обнародованный на сайте посольства Швеции, подписали послы Канады, Франции, Германии, Италии, Литвы, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Напрямую интеграционными процессами совладелец шведской инвестиционной компании East Capital и по совместительству наш министр пока не занимался, а только угрожал приходом трех крупных зарубежных инвесторов и 5 млрд иностранных денег в наступающем году.
С приватизацией не получилось, зато начало получаться с управлением государственной собственностью. В середине декабря прошлого года Министерство энергетики и угольной промышленности передало акции НАК "Нафтогаз Украины" Министерству экономического развития и торговли. Если сказать простыми словами, то добычу и транспортировку газа и транспортировку нефти в нашей стране с 15 декабря 2015 года контролирует совладелец компании "Восточный капитал", которая, кстати, управляет, в том числе, и московскими активами. Кроме того, к передаче в ответственность МЭРТ готовился государственный концерн "Укроборонпром". Мотивацией подобного решения была ликвидация бюрократических проволочек при выделении бюджетных средств на модернизацию предприятий концерна. В стране возникла странная ситуация, когда крупнейшей частью собственности Украины управляет гражданин другого государства, баскетбольный тренер без высшего экономического образования. Законы нашей страны и Литвы запрещают двойное гражданство, но Абромавичус не отказался от своего первого и спокойно принял еще одно подданство. С такой же коллизией столкнулся и бывший губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, но тот находчиво заявил, что у него гражданств не два, а три, и данный прецедент законодательствами упущен.
Наблюдая происходящее, украинскому министру экономики начали настойчиво предлагать заместителей, которые и отвечали бы за столь перспективные направления. Предлагали отовсюду - из Администрации президента, из Верховной Рады, непосредственно из Кабинета министров, но предложения эти натолкнулись на стену непонимания со стороны уроженца Вильнюса. Стена непонимания переросла в "заявление об уходе". Но если разобраться, то ответственные за направления предлагались от главных ветвей государственной власти, и планировалось подчинение этих руководителей главе министерства, которое тот собирался упразднить во время своего назначения на должность. Руководить потоками на государственных предприятиях, назначать туда хозяйственников для управления ими оказалось не столь затруднительно и достаточно интересно. Разбор пламенных иностранных выступлений, переговоры с первым лицом государства и со своим непосредственным начальником, поиск компромиссов с гипотетическими оппонентами - все это необходимый и вносящий разнообразие в серые будни элемент рабочего процесса. В результате министр останется на своей должности и сменится только вместе со всем Кабмином. Или все-таки ему будет придумано новое направление для приложения недюжинных сил?
Многие наблюдатели говорили о 2016-м как о годе войны. События на Донбассе не имеют к этому никакого отношения потому, что речь шла о войне компроматов. Зима еще не закончилась, а вот битвами уже занимаются все находящиеся на манеже. От отечественных участников до зарубежных. На Западе заговорили о снятии с России санкций. Людям, делающим деньги, надоедает не полностью использовать свой безграничный потенциал. Основной неудобный для украинцев момент: в стране давно нет украинских денег. Мы живем на зарубежную помощь, и как с этой ситуацией управиться, оставшись самостоятельными, - главная дилемма власти.
Сергей Тутов Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].