Новости и события » Общество » Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Как старообрядцы Мелитопольского уезда составили значительную часть послушников монастыря на Брянщине, рассказывает краевед А.Н. Алексеев в №8 Мелитопольского краеведческого журнала.

В начале 1990-х годов в Мелитополь пришло письмо мелитопольскому коллекционеру и краеведу, ныне уже, к сожалению, покойному, Юрию Федосеевичу Рябошапке. Автором письма был бывший учитель и директор школы поселка Вышков Злынковского района Брянской области, публицист и краевед Анатолий Ильич Поддубный. Это письмо стало толчком к поиску и написанию настоящей статьи.

Но начнем по порядку.

Письмо краеведа

В письме автор вспоминал: "Когда я был еще очень маленьким, отец купил домик в поселке Малинов Остров в 4 километрах от железной дороги станции Злынка. Здесь прошло мое детство. Потом семья наша уехала в Амурскую область, затем - в Краснодарский край, где жили до 1984 года. А теперь приехали жить сюда, в поселок Вышков, в 20 км от города Новозыбкова.

Так вот, всю жизнь маяком мне светил Малинов Остров. Великолепная природа: река Ипуть, богатый луг, дубравы, сосновые боры, березняки, малинники, заросли черемухи, калины. Три месяца в году поселок отрезан от мира из-за половодья. И в это время он особенно красив. Однажды я узнал, что Малинов Остров - это бывший монастырь, что монашек выгнали, а их кельи продали рабочим спичечной фабрики "Ревпуть". И вот, когда я стал пенсионером, решил воссоздать историю этого монастыря.

Мне удалось собрать около 600 копий документов по истории монастыря. Но как это все трудно досталось! Через какие завалы пришлось пройти в Киеве, Чернигове, Санкт- Петербурге, Москве, Гомеле, Брянске, Орле. Даже в Англию, в Лондон, пришлось писать. И так я узнал (установил), что монастырь этот был старообрядческим поповского толка диаконовского согласия, и первоначально был заселен выходцами из слободы Ветки. Полное название монастыря - Малино-Островский Рождество-Богородичный. Был основан в октябре 1767 г. старообрядцем из посада Злынки Савином Панфиловым, учеником и последователем знаменитого в те времена новозыбковского попа Патрикия. Монастырь был вторым по значению во всем Стародубье. Вначале он был мужской, а после убийства настоятеля игумена Александра в 1865 г. стал женским общежительным единоверческим. Все время был духовным центром для Новозыбкова, Злынки и других старообрядческих слобод и посадов. Уничтожен в 1927 г.".

А особенно нас заинтересовало вот что. Автор письма "с большим удивлением узнал, что на 2/3 монастырь состоял из бывших жителей села Большая Знаменка Мелитопольского уезда Таврической губернии", что "практически это была вотчина этого села". Из имеющихся у него послужных списков настоятельниц, священников, монахинь и послушников монастыря видно, что "священник Симеон Акимов - из Большой Знаменки, оттуда же и две насто­ятельницы, сначала Глафира, затем - Еликонида".

История села Великая Знаменка

Великая (ранее Большая) Знаменка - одно из старейших селений на Мелитопольщине. Кто же были эти первопоселенцы Северной Таврии?

Сразу после присоединения Крыма и образования Таврической области (1784) Российской империи предстояло освоить огромный, но малозаселенный край. 10 августа 1785 г. князь Григорий Александрович Потемкин пишет в докладе Екатерине II следующее: "Все­милостивейшая государыня! Готовясь теперь к открытию области Таврической. Все силы употребляю к приведению сей страны в лучшее состояние. Из разных мест выписал я колонистов, знающих экономию во всех частях, дабы они служили примером тамошним жителям. Но сия пространная и изобильнейшая земля в России не имеет еще ни десятой доли жителей по ея пропорции, и для того я осмеливаюсь всеподданнейше просить о подаянии следующих к населению способов: 2. Дозволить всем старообрядцам, которые переселятся на места, лежащие между Днепром и Перекопом, получая попов от архиерея Таврического, отправлять служение по старопечатным книгам, приписав к нему в епархию Стародубенские слободы, которыя по частому к нему обращению верно узнав места, туда переселяются. Заграничным же прописав сии выгоды, сделать вызов; для первого опыта я уже переселяю Знаменскую слободу из Елизаветградского уезда на Конския воды".

Старообрядцами в России называли религиозные течения и организации, которые не приняли церковную реформу XVII в. Позднее часть из них, сохранив древние обряды, книги, особый быт, признали верховенство Московского патриархата и получили название "единоверцев". Прочих же старообрядцев официально именовали "раскольниками".

Так вот, Потемкин переселил 40 семей старообрядцев-единоверцев из слободы Старая Знаменка (ныне это пгт Знаменка Вторая в Кировоградской области). В 1786 г. на левом берегу Днепра, у Белозерского лимана возникло село Большая Знаменка. Имя оно получило в память о слободе, из которой прибыли первые переселенцы, или от названия первой в селе церкви - в честь Знаменской иконы Божьей матери. Храм возвели "в ознаменование особого благоволения. Государыня Императрица Екатерина Великая изволила повелеть выстроить старообрядцам каменную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы". Сооружать церковь начали в 1787-м, а окончили в 1810 г. Слово "Большая" в названии села - для отличия от соседней Малой Знаменки.

В XIX - начале XX вв. село очень быстро разрасталось и превратилось в одно из самых больших в Мелитопольском уезде. В 1865 г. в с. Большая Знаменка единоверцев насчитывалось 6820 человек.

Старообрядцев Большой Знаменки хорошо знали православные России. Не случайно возле селения в 1779 г. построили "первоклассный Корсунский единоверческий мужской монастырь Таврической епархии", который был "исторической гордостью Единоверия и святыня его". Среди 250 делегатов Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев-единоверцев (Санкт- Петербург, 1912) было три представителя Большой Знаменки: священник Симеон Акимов, протоиерей Иоанн Иванов и Николай Васильевич Перов. Отец Симеон сообщал тогда, что их построенная по велению императрицы церковь "хранима доселе и имеет в настоящее время около себя церковных чад до 20000 обоего пола единоверцев, с тремя каменными храмами и семью школами".

При селе Большая Знаменка, "у подошвы Мамаевой горы, на берегу залива реки Днепра" возник Корсунский единоверческий мужской монастырь. Он просуществовал 20 лет, "имел два каменных храма, с тремя престолами, главный престол во имя Корсунской Божией Матери, второй во имя Иоанна Златоуста и третий во имя святителя Николы Чудотворца". В 1799 г. монастырь перевели на новое место "ниже по течению реки Днепра на 120 верст, близ местечка Каховки", где он и просуществовал до 1848 г.

Из школ Большой Знаменки следует отметить открытое в 1910 г., второе на Руси, единоверческое училище под названием "Синодальная единоверческая второклассная церковно-приходская школа". Для нее в селе соорудили "грандиозное в техническом и гигиеническом отношении здание". Планировалось создать позднее на его основе "Ду­ховную единоверческую гимназию с шестью классами и двумя богословскими с тем, чтобы окончившие курс имели бы право синодальных духовных семинарий". Об этом ходатайствовали перед упомянутым Съездом депутаты от села.

"В Знаменке народ трудолюбивый..."

В 1856 г. в экспедиции по описанию нравов, обычаев и занятий жителей Нижнего Приднепровья участвовал известный этнограф и писатель А. С. Афанасьев-Чужбинский. Его очерки об этом публиковались в "Морском Сборнике", а затем были изданы в книге "Поездка в Южную Россию".

Александр Степанович побывал и в Большой Знаменке. Вот как он описывал это село: "Знаменка, в которой считается около 5000 жителей, населена одними старообрядцами, за исключением сотни семейств малороссов. Знаменцы принадлежат к числу старообрядцев, называемых единоверцами Единоверцы ходят в церковь, украшенную иконами старого письма, снабженную старопечатными книгами, и имеют своих особых священников, рукоположенных нашими архиереями.

Единоверчество это возникло в недавнее время. Старообрядцы долго не соглашались, да многие и теперь не соглашаются принимать священников, полагая, что со времен патриарха Никона православие на Руси поколебалось. Поэтому староверы в прежние времена (а некоторые и доселе) старались доставать священников из-за границы, на том основании, что там сохранилась вера в том виде, как она завещана отцами церкви. Но значительная часть старообрядцев принимает священников, воспитывающихся в наших семинариях, - с одним условием, что последние служат по древним книгам и исполняют все обряды по старопечатному уставу, при этом он должен одеваться в старинные ризы и соблюдать носовые напевы.

В домашнем быту старообрядец не отличается ничем от православного, - кроме того, что у него иконы древнего письма, непременно на дереве, и что курение или нюхание табаку он считает страшным грехом - служением антихристу. Знаменцы поступили в число единоверцев, и хоть меж ними есть закоренелые старики, которые не ходят в церковь, но их чрезвычайно мало, и они не имеют последователей...".

Далее Афанасьев-Чужбинский описывает занятия знаменских старообрядцев. "Знаменские жители преимущественно земледельцы, но многие уже разводят прекрасные сады, каких, смело можно сказать, нет нигде на Днепре, даже в местах, одаренных более удобной почвою. Начало этого полезного дела положено семейством Поляковых. Один из них ездил в Крым и Бессарабию учиться уходу за виноградом, и благодаря его деятельности и доброму примеру - теперь в Знаменке разведены прекрасные виноградники. У братьев Поляковых превосходные сады, и я пробовал вино, которого приготовляется около тысячи ведер в год. Все виноградное вино, выделываемое в Знаменке, распивается на месте, и поселяне находят его не только вкусным, но и забирательным [т. е. крепким]. Виноград сбывается также на большом пространстве вместе с прочими фруктами: грушами, яблоками, абрикосами и вишнями. Вообще садоводство дает хорошие выгоды хозяевам. Ежегодно под сады занимаются большие новые пространства, и есть надежда, что лет через десять вся Знаменка покроется виноградниками и фруктовыми деревьями. И теперь уже это селение тонет в зелени, а в апреле, когда цветут сады, представляет необыкновенно живописный уголок, но уголок, никогда не посещаемый проезжими, потому что здесь не пролегает почтовая дорога.

Знаменцы сохраняют обычаи великорусские. Женщины одеваются в ситцевые платья и сарафаны, подпоясываются на груди и покрывают головы цветными платочками. Многие ходят в коротких рубашках. Мужчины носят кафтаны и поярковые шляпы, и взрослые не бреют бороды, что у старообрядцев считается также в числе необходимых добродетелей.

В Знаменке народ, сколько мог я заметить в разное время, трудолюбивый, и пьянство не состоит в числе его неизбежных качеств...".

Другие старообрядческие поселения

На территории Мелитопольского уезда небольшое количество единоверцев жило и в со­седней от Большой Знаменки слободе Каменка (Малая Знаменка). Она также была основана в 1786 г. по распоряжению Потемкина. В настоящее время это город Каменка-Днепровская. В тот же период появились переселенцы-старообрядцы с Дона. Небольшое количество их жило в селе Михайловка Мелитопольского уезда.

Во второй половине XIX в. в Северную Таврию прибыла новая волна переселенцев-старообрядцев. Они основали Мироновскую, новые Большезнаменско-Вознесенскую, Ка­менскую, а также Запорожскую общины.

В апреле 1867 г. в хутор Янчогур (район с. Мироновка Бердянского уезда) перебрались переселенцы из Молдавии и Добруджи - 23 семейства (52 мужского и 42 женского пола). Через год в Мироновку переселились еще восемь семей старообрядцев (31 человек). По рассказам старожилов, это были выходцы из придунайского селения Вилково). А в 1892 г. в документах упоминается о 293 старообрядцах - жителях Бердянского уезда.

Старообрядцы Мироновки, по сути - ее первопоселенцы, с самого своего прибытия занимались рыболовством и сельским хозяйством. До сих пор старожилы села помнят и пересказывают, какими суровыми и голодными были первые годы жизни их предков на новом месте. Выжили лишь благодаря своему трудолюбию, выносливости и взаимопомощи единоверцев.

Уже в 1889 г. община Мироновки насчитывала 200 человек, которые выстроили на соб­ственные средства глинобитный молитвенный дом. В нем во время богослужения помещалось 150 человек. А в 1909 г. в селе было уже 450 старообрядцев. Мироновской общине удавалось существовать и при советской власти. Лишь в 1934 г. молитвенное здание отобрали, как это ранее происходило повсеместно. Только в 1946 г. с большим трудом деятельность общины удалось восстановить. Учитывая то, что аналогичного религиозного общества в Запорожской области больше уже в то время не было, она была официально зарегистрирована. На тот момент она насчитывала 210 человек в 120 дворах.

В 1953 г. дьяконом старообрядческой общины в Мироновке был ее уроженец П. И. Петров. Известно, что он родился в 1882 г., занимался с отцом рыболовством. После начала Первой мировой войны его призвали рядовым в действующую армию. В 1918 г. он вернулся в Мироновку, работал в рыболовецкой артели "Красная Волна", имел середняцкое хозяйство. Служителем культа он стал в 1951 г. и, видимо, именно в это время произведен в сан диакона. При этом ни общего среднего, ни духовного образования у него не было.

Кроме диакона, в старообрядческой общине был и священник, о. Константин (Будаев Константин Семенович). Родился в семье кузнеца в 1891 г. в Сибири. Священником стал в 1946 г. в Челябинске. Позже переехал в Днепропетровск и функции священника в Мироновке исполнял, навещая общину эпизодически, по праздникам (1948-1958).

В последующие годы община пришла в упадок. В 1958 г. в ней было 174 человека, а "к 1962 году церковная организация распалась, община резко уменьшилась, и молитвенный дом в воскресные дни посещало не более 15-18 человек".

Таким образом, старообрядческие общины появились на Мелитопольщине в результате нескольких массовых миграций старообрядцев. Первая волна переселения происходила в XVIII в. Все старообрядцы этой волны были государственными крестьянами. Они основали Великую Знаменку и Малую Знаменку. Среди поселенцев многие занимались торговлей и промыслами, садоводством и виноградарством. Большинство составляли выходцы из Черниговщины (Новозыбковская епархия). Сейчас это - Брянская область. Этим можно объяснить тесную связь старообрядцев Малино-Островского Рождество- Богородичного монастыря со старообрядцами Большой Знаменки.

Краевед А. И. Поддубный, с письма которого начался наш поиск, сообщал, что видел на фотографии очень красивую церковь Большой Знаменки, а вот снимков Малино-Островско­го монастыря и его храмов найти не смог. Пока наши поиски в этом направлении тоже оста­ются неудачными.

Вторая большая волна миграции старообрядцев приходится на середину-конец XIX в. Большинство их селилось в Бердянском уезде на побережье Азовского моря. Живя в селах Мироновка, Степановка Покровской волости, Браиловка (позднее она вошла в состав села Приморский Посад) Цареводаревской волости, старообрядцы занимались рыболовством и сельским хозяйством.

В годы советской власти в результате ее антирелигиозной политики все старообрядческие общины на Мелитопольщине со временем прекратили существование. Ныне они снова возрождаются, но уже в новых условиях.

А. Н. АЛЕКСЕЕВ. Статья была опубликована в № 8 Мелитопольского краеведческого журнала.

Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Мелитопольские старообрядцы составили "актив" монастыря на Брянщине

Депутаты


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх