Новости и события » Культура » В Орсе показывают выдуманных монстров Леопольда Шово

В Орсе показывают выдуманных монстров Леопольда Шово

В Орсе показывают выдуманных монстров Леопольда Шово

Выставка "В стране монстров. Леопольд Шово", превратившая один из залов Музея Орсе во что-то вроде палеонтологического музея с доисторическими существами, посвящена художнику-самоучке, хирургу Леопольду Шово (1870-1940).

Для палеонтологии эти создания, запечатленные в скульптурах и по-детски ярких рисунках, не представляют никакого научного интереса, так как являются плодом фантазии их создателя. Медиком Шово стал по настоянию семьи, но, так и не смирившись с нелюбимой профессией, с 1905 года параллельно начал заниматься скульптурой (возможно, по совету своего друга Жоржа Лакомба, живописца и скульптора, участника группы "Наби"). Новоявленный художник высекал, лепил и рисовал только монстров, образы которых были навеяны детскими воспоминаниями о Музее естественной истории в Лионе, где работал его отец, горгульями, свисающими с карнизов и водосточных труб готических соборов, чудищами с японских гравюр. При этом он не впадал в стилизацию, а создал собственный оригинальный стиль - экспрессивный и лаконичный в скульптуре и рисунках, а в акварелях яркий и красочный.

Да и сами эти монстры, симпатичные, порой смешные, вовсе не собирались кого-то пугать. Шово так объяснял страсть к ним: "Душа монстров возникает из земных глубин, их формы буквально ласкают мои пальцы. Они рождаются во мне спонтанно. Вдруг открывают глаза и смотрят на меня - и я забываю все свои печали и невзгоды". Дважды Шово показал их на парижском Осеннем салоне, в 1911 и 1913 годах, но не получил никакого отклика и после уже и не пытался выставляться, работая только для себя.

Куда успешнее сложилась его литературная судьба. Параллельно с занятием искусством он писал сказки для детей, первые из которых иллюстрировал Пьер Боннар, а затем и сам их автор. Они до сих пор пользуются успехом, даже в далекой Японии, где одну из детских книжек Леопольда Шово - "Истории старого крокодила" (1923) - оживил в 2005 году известный аниматор Кодзи Ямамура.

Когда началась Первая мировая, об искусстве пришлось забыть: Шово был хирургом на передовой, потерял жену и двух сыновей. Став из-за этих трагических событий убежденным антимилитаристом, написал в 1916 году роман-репортаж "За кулисами битвы", а во время Второй мировой работал в Красном Кресте, помогая беженцам. Только раз, в 1920 году, он вернулся к искусству, обобщив трагический опыт в серии акварелей "Монструозные пейзажи".

После смерти Леопольда Шово его художественное творчество, в отличие от литературного, было полностью забыто, пока в 2017 году внук художника не подарил Музею Орсе 18 скульптур и 100 рисунков деда. Возможно, тогда и возникла идея этой выставки, включившей в последний ее раздел работы близких ему по духу современных авторов, один из которых, французский видеохудожник Бертран Дезото, впервые увидевший творчество художника-самоучки, назвал его недостающим звеном между Босхом и покемонами, очень метко определив место Шово в истории искусства, которое он сам так долго искал.

В Орсе показывают выдуманных монстров Леопольда Шово

В Орсе показывают выдуманных монстров Леопольда Шово

В Орсе показывают выдуманных монстров Леопольда Шово


Доля Українського бізнесу в Чехії. Сучасні перспективи

Доля Українського бізнесу в Чехії. Сучасні перспективи

Український бізнес у Чехії: яка його доля? Поки триває воєнний стан, українські підприємства активно розширюють свою присутність за кордоном. Одним із найбільш перспективних напрямків є Чехія. Розглядаючи стан і перспективи бізнесу в цій країні, важливо...

сегодня 14:38

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх