Новости и события » Культура » В Париже открылась ретроспектива Анри Матисса

В Париже открылась ретроспектива Анри Матисса

В Париже открылась ретроспектива Анри Матисса

В парижском Центре Помпиду стартовала масштабная выставка "Матисс как роман", посвященная 150-летию со дня его рождения. На ней представлены более 230 картин, рисунков, скульптур, а также многочисленные документы и архивные материалы. Она должна была открыться в мае, однако из-за коронавируса событие пришлось отложить на пять месяцев.

Название экспозиции повторяет заглавие двухтомной монографии, которую Луи Арагон посвятил своему другу. Сама выставка разделена на девять "глав", в которых прослеживается творческий путь мэтра в хронологическом порядке.

Прежде чем найти свое "я", он примыкал к разным течениям - фовизму, неоимпрессионизму, кубизму.

- Вам предстоит упростить живопись, - пророчески заявил один из его учителей, известный живописец Гюстав Моро.

В ту пору сам Матисс учился у великих - Рафаэля, Пуссена, Рембрандта, Шардена, Гойи, чьи работы усердно копировал в Лувре.

- Значение художника определяется количеством новых знаков, которые он ввел в изобразительный язык, - полагал он.

Если подходить к живописи с этой меркой, отмечают французские арт-критики, то Матисс - один из главных претендентов на пальму новатора искусства ХХ столетия, опережая, возможно, своего извечного конкурента Пикассо. Сам автор "Герники" был против того, чтобы их ставили на одну доску: "Он Северный полюс, а я - Южный".

С годами декоративные мотивы, которые казались второстепенными, оказались центром картин Матисса. Правда, нашлись недруги, которые называли его певцом мещанского счастья.

"Его цель скорее терапевтическая, чем эстетическая, он нас утешает, улучшает, настроение, помогает переживать испытания, - утверждал биограф живописца Пьер Шнейдер. - Одалиски Матисса побуждают нас не размышлять, а наслаждаться".

Так или иначе, кажущаяся простота его работ послужила основой нового изобразительного языка, повлиявшего на многих современных художников.

- Хочу быть Матиссом! - восклицал король поп-арта Энди Уорхол.

В течение всей жизни Матисс стремился к единству рисунка и цвета, которые в истории живописи часто выступали антагонистами.

Ретроспектива "Матисс как роман" открылась как нельзя кстати. "Оптимизм Матисса, - пророчески писал Луи Арагон, - это подарок нашему больному миру. Он хочет, чтобы его картины доставляли нам радость". Именно поэтому его нынешняя выставка, которая продлится до 22 февраля будущего года, обещает стать главным событием столь трудного художественного сезона.

Экспозиция состоит из девяти глав и показывает всю 60-летнюю карьеру Матисса, который чем только не занимался: живописью, рисунком, скульптурой, книжной иллюстрацией, декупажом, монументальным искусством, сценографией. Еще он сочинял тексты, в частности для знаменитой книги "Джаз" (1947), где были воспроизведены композиции, созданные художником из раскрашенных гуашью бумажных "выкроек". Впрочем, роман с литературой начался у Матисса на 15 лет раньше, когда он по заказу Альбера Скира полностью подготовил к изданию "Стихотворения Стефана Малларме" - начиная с подбора текстов и создания иллюстраций, в данном случае в технике офорта, до выбора шрифтов и дизайнирования макета.

Парижская выставка построена на диалогах визуальных образов и текстов о творчестве художника. Помимо Луи Арагона и самого Матисса, в числе авторов - Клемент Гринберг, Жорж Дютюи, Доминик Фуркад. Кстати, Гринбергу принадлежит определение "живопись цветового поля". Оно было придумано применительно к Марку Ротко и другим абстракционистам, испытавшим влияние Матисса.

Из лучших на выставке будут показаны "Девушка с черной кошкой" ("Портрет Маргариты") (1910), "Интерьер с баклажанами" (1911), "Белая и розовая головы" (1914), "Нимфа в лесу" (1935-1942). Эмблемой проекта стала картина "Румынская блуза" (1940) - декоративный Матисс, узнаваемый как его автограф.


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх