Новости и события » Культура » Фотография, которая ужаснула мир

Фотография, которая ужаснула мир

Фотография, которая ужаснула мир

13 сентября 1939 года. Две девочки собирают картофель в поле под Варшавой. Над ними - немецкие самолеты. Обстрел. Андзя падает на землю. Рядом с ней опускается на колени сестра Казя...

"Там стоял деревянный дом. Когда самолеты стали летать ниже, Андзя побежала в этот дом", - вспоминает Казимира Мика в 2010 году в разговоре с Евгениушем Старки, режиссером фильма "Корреспондент Брайан". 13 сентября 1939 года на этот дом обрушились немецкие бомбы. Андзя Костевич вместе с другими женщинами выбежали из горящей постройки. Несмотря на опасность, они пытались собрать последний картофель с поля. Голод оказался сильнее страха.

Самолеты немецкой авиации пролетали медленно и близко к земле. Мишенью были отдельные люди. Одна пуля попала Андзе в шею, артиллерийский снаряд - в спину. Спустя несколько минут 12-летняя Казя упала на колени у тела погибшей сестры в полной растерянности. Она впервые столкнулась со смертью. Еще несколько мгновений назад Андзя была живой, сейчас она не могла произнести уже ни слова.

Когда самолеты улетели, к девочкам подошел Жюльен Брайан. Американский фотограф и репортер документировал в Польше первые дни войны.

Он увидел мертвое тело женщины, рядом с которым сидел маленький мальчик с отсутствующим взглядом - ее сын. А еще - Казю, пытавшуюся говорить со своей бездыханной сестрой. Эта сцена застыла на пленке. "В ее глазах был шок и растерянность. Я обнял ее, чтобы утешить. Она плакала. И я вместе с ней, а также оба польских офицера, которые были там со мной. Что могли мы или кто-либо другой сказать этому ребенку?" - напишет он позже. В своем фильме "Осада" ("Siege") тот день он назовет самым трагичным моментом из тех, что пережил в Варшаве.

Война: две противоположные фотохроники

За несколько дней до происшествия в поле американский документалист успел сесть на один из последних поездов, идущих до польской столицы, где велись бои. К этому времени он уже хорошо знал Польшу. Он был свидетелем того, как строился порт в Гдыне, бывал под землей в угольной шахте в Силезии, любовался знаменитыми традиционными танцами и костюмами в Ловиче. Сейчас в объективе его камеры оказались голод, смерть, страдания.

Нацисты с большим усердием вели свою кинохронику. В целях пропаганды был сделан известный кадр, на котором солдаты в приподнятом настроении ломают пограничный шлагбаум. Этот постановочный снимок, как и кадры с выстрелами с броненосца "Шлезвиг-Гольштейн", стали символами вторжения вермахта в Польшу. Специально созданные в вермахте роты кинооператоров документировали войну так, как это было выгодно нацистским пропагандистам. "Они показывали, что польский солдат хуже вооружен. На кадрах можно было увидеть еврейское население с характерными прическами и одеждой. Целенаправленно это подавалось как что-то плохое. Они хотели доказать, что с немецкими солдатами в Польшу пришла цивилизация", - говорит Яцек Савицки из польского Института национальной памяти.

Пропагандистским снимкам противопоставлены фотографии Брайана. Войну с позиции жертв он снимал на видео, но носил с собой и фотокамеры. С помощью одной из них он делал даже цветные снимки, что тогда было новшеством.

Для людей, которых фотографировал Брайан, он являлся своего рода связующим с другим, хорошим миром. Многие смотрят с надеждой в камеру. "Когда они слышали, что я американский фотограф, они думали, что я проделал долгий путь, чтобы их спасти. Но я мог лишь снять их лица в те дни", - говорит Брайн в фильме "Осада", вышедшем в 1940 году. Но ему удалось сделать больше. Он стал голосом польского народа. 15 сентября 1939 года режиссер обратился с посланием к президенту США Франклину Рузвельту. "Америка должна остановить самую страшную бойню нашего времени. 130 миллионов американцев, мы призываем вас - во имя порядочности, справедливости и христианских ценностей - окажите помощь мужественному польскому народу", - с такими словами Брайан выступил в эфире польской радиостанции.

Встреча 16 лет спустя

После возвращения на родину режиссер показал Рузвельту сделанные им кадры. Короткометражный документальный фильм "Осада" посмотрели в кинотеатрах миллионы простых американцев. Затем последовала номинация на "Оскар" и публикация книги с таким же названием. Спустя годы девочка, попавшая на фотопленку, не перестает удивляться. "Он делал эти кадры с такой страстью. Он хотел показать всему человечеству правду и причиненное нам зло", - говорит в 2010 в беседе с режиссером Евгениушем Старки Казимира Мика, маленькая Казя с фотографии. В 1958 году Брайан вернулся в Варшаву и встретил Казимиру, которой тогда был уже 31 год. Еще через 16 лет он снова приехал, взяв с собой сына Сэма.

"Я для нее как родной сын. От нее я услышал столько хорошего о моем отце. Она говорит о нем, как о своем папе, и вспоминает, как он о ней заботился. Мы вместе посетили могилу ее сестры. Для меня это очень волнительные моменты", - признается Сэм Брайан.

"Немцы видели, что в поле только женщины. Почему они нас обстреливали? До сих пор, хотя я уже состарилась, не могу им этого простить", - подчеркнула Казимира Мика в разговоре с Евгениушем Старком десять лет назад. Жюльен Брайан скончался в октябре 1974 года, вскоре после визита в Варшаву. "Брайан обещал показать мне Америку. К сожалению, я не смогла увидеть Нью-Йорк, но у меня есть фотография Андзи", - не скрывала благодарности Казимира Мика. В августе этого года ее не стало. Она похоронена на варшавском кладбище Повонзки - недалеко от того места, где Жюльен Брайан запечатлел ее плачущей над телом погибшей сестры.

Фотография, которая ужаснула мир

Фотография, которая ужаснула мир

Фотография, которая ужаснула мир

Фотография, которая ужаснула мир


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх