Оскар-2016: Кому и за что дали заветные статуэтки
"Выживший", на протяжении всей "оскаровской" гонки считавшийся ее фаворитом, принес победу каждому из своих создателей, без вклада которых непредставим творческий успех ленты - режиссеру Алехандро Гонсалесу Иньярриту, оператору Эммануэлю Любецки и Леонардо Ди Каприо (чьи поклонники и недоброжелатели сделали все от них зависящее, чтобы интернет-кампания "Оскар для Лео" затмила достоинства и недостатки каждого из фильмов, снятых за последнюю пару лет).
При этом Гонсалес Иньярриту получил второй подряд "Оскар" за режиссуру, помимо того, что в прошлом году за "Бердмэна" он был также удостоен наград Академии за лучший фильм и лучший сценарий. Любецки же очевидно стал первым, кто получал "Оскар" три года подряд (напомним, что "Выжившему" и "Бердмэну" предшествовала "Гравитация").
Трудно было воспринимать всерьез уверения многочисленных комментаторов, которым представлялось маловероятным такое кучное попадание "Оскара" в одни руки, а тем более разговоры о том, что американские академики не захотят вновь отдавать свою награду гражданам Мексики. Очевидно, академики должны были оценить не только профессиональную виртуозность авторов "Выжившего", но и осуществленное ими радикальное переосмысление исторических представлений. Фильм Гонсалеса Иньярриту является новаторским вариантом американского эпоса, в котором легенды о героях и предателях обретают плоть и кровь, предстают чудовищными и при этом величественными свидетельствами страданий, насилия и героизма. Разумеется, не только американцы, но и представители любой страны и культуры могут увидеть в этом похожем на явь кошмарном сне о мучительном рождении нации отражение собственной мифологии, десакрализацию собственных комфортных клише о благородных предках.
Наряду с этим масштабным кинополотном наградами были отмечены камерные психологические драмы. В первую очередь здесь стоит назвать картину ирландского постановщика Ленни Абрахамсона "Комната". Вдохновленный несколькими реальными историями сюжет о девушке, похищенной маньяком и много лет содержащейся взаперти вместе с сыном, рожденным от похитителя, становится отправной точкой для выразительной социально-политической метафоры о народе, томящемся в тисках диктатуры. Приз за лучшее исполнение главной женской роли получила сыгравшая пленницу Бри Ларсон, безукоризненно справившаяся с эмоциональными пиками.
Несколько меньший энтузиазм вызывает присуждение награды за лучшее исполнение женской роли второго плана Алисии Викандер за ленту Тома Хупера "Девушка из Дании", актрисе, вне всякого сомнения, талантливой, однако то и дело "поскальзывающейся" на мокром от слез повествовательном паркете.
Зато можно только приветствовать награждение за исполнение роли второго плана британского театрального актера Марка Райлэнса, сыгравшего Рудольфа Абеля в "Шпионском мосте" Стивена Спилберга, создав привлекательный образ врага, обладающего душевной стойкостью и благородством.
Помимо ленты Спилберга в число лауреатов попала еще одна картина, призывающая по-новому взглянуть на события времен Холодной войны - названная лучшим короткометражным анимационным фильмом "Медвежья история" чилийца Габриэля Осорио, в котором драматическое противостояние зверей и цирковых укротителей предстает прозрачной аллюзией на режим Пиночета.
Большую же часть технических наград собрала лента о нашем мрачном будущем, "Безумный Макс: Дорога ярости" Джорджа Миллера, в которой мастерство монтажеров, звукорежиссеров и создателей спецэффектов позволило вернуть на большой экран магию дорожного экшна, почти утраченную в цифровую эпоху.
Если созданный Миллером кинематографический гимн скорости и разрушения повествует об апокалиптической гонке-схватке, исход которой должен определить судьбу человечества, то действие ленты, названной лучшим фильмом на иностранном языке, "Сына Саула" венгра Ласло Немеша, разворачивается словно в аду, где среди жертв и палачей, почти неотличимых от безропотного скота и бесов, среди отчаяния и ненависти главный герой, обслуживающий печи концлагеря еврей, самый грешный среди грешников, пытается отыскать Бога.
В победе этого фильма, считающегося одним из наиболее оригинальных и художественно мощных обращений к теме Холокоста, мало кто мог сомневаться. Жаль, что без награды осталась другая картина о массовом истреблении, документальный "Взгляд тишины" Джошуа Оппенхеймера о человеке, который пытается вызвать на откровенный разговор убийц своего брата, представителей фашистского режима Индонезии, уничтожившего полвека назад несколько сотен тысяч политических противников. Пожалуй, именно фильм Оппенхеймера можно назвать наиболее сильным соперником "наших на "Оскаре"", украино-американской документальной ленты Евгения Афинеевского "Зима в огне", победу же в результате несколько неожиданно одержала картина "Эми" Азифа Кападиа. Этот фильм воздает должное таланту безвременно почившей британской певицы, однако сам по себе не отличается особенными художественными достоинствами.
Пожалуй, трудно найти нечто подлинно незаурядное и в ленте, названной лучшим фильмом года. Но сама тема "В центре внимания" Томаса МакКарти, посвященного расследованию преступлений священников-педофилов, которое ведут журналисты "Бостон глоб", является настолько шокирующей и при этом значимой, что поиск художественных фильма, указания на сюжетные провисания и недостаточную глубину заставляет критика чувствовать себя немного неловко. Вероятно, американские академики посчитали - против чего едва ли можно возразить, - что ради привлечения внимания к некоторым проблемам искусством можно пренебречь.
Владимир Акифьев