Загадочные скульптуры Одессы: секс у "Олимпийца" и "мужики с холодильником" в парке Шевченко
На первый взгляд может показаться, что наш город избалован всевозможными скульптурными композициями. Творения художников-монументалистов украшают практически все скверы, в бронзе и мраморе увековечены многие мало-мальски значимые исторические личности, что подчас даже вызывает споры в обществе. В обычном одесском дворике за высыхающим бельем можно встретить бюст создателя эсперанто, а фасады зданий едва выдерживают груз мемориальных досок, кариатид и барельефов.
Вместе с тем, подлинно чистого искусства, когда скульптор волен самовыражаться, не обращая внимания на видение заказчика или политическую ситуацию, не так уж и много. Новогодняя елка из цветного полиэтилена - не в счет.
Впрочем, и такого рода скульптуры у нас имеются. Одесситы даже не догадываются, что, прогуливаясь на выходных в парке Шевченко или Олимпийском сквере, проходят мимо изваяний, созданных лучшими художниками не только Украины, но и ближнего зарубежья. Многие, если не все, достойны музейных коллекций, но вместо этого украшают аллейки парков, ненавязчиво прививая юным одесситам чувство вкуса. Замысловатые фигуры, так не похожие на привычные нам реалистические изображения видных писателей и градоначальников, выглядывают из-за кустов и деревьев.
Сегодня уже мало кто помнит, что на изломе эпох, в конце XX века, в нашем городе прошли сразу два симпозиума по скульптуре в камне. Под солнечным небом Причерноморской Пальмиры художники из Киева, Львова, Одессы, Москвы, Ленинграда, Югославии, Румынии и Болгарии создавали свои шедевры на радость одесситам.
В середине 1980-х в Европе и Азии подобные пленэры были в порядке вещей. Художники имели редкую возможность оторваться от текущих дел и полностью погрузиться в атмосферу чистого творчества, встречаться с коллегами, делиться опытом и находить новые пластические решения, черпая вдохновение из окружающей природы.
В Украине самый первый такой скульптурный симпозиум прошел в 1986 году в селе Буша Винницкой области, у карьера, где несколько тысячелетий добывали песчаник. С тех пор там появился парк исторической скульптуры, ежегодно пополняемый работами художников-каменотесов.
В Бушу тогда ездили и одесситы: Николай Степанов, Александр Князик, Николай Худолий, Александр Дмитриев и другие. Художники настолько загорелись новой идеей, что уже через два года провели первый международный симпозиум по камню в Одессе.
О том, как проходил фестиваль, мы узнали у одесского скульптора, главы секции скульптуры одесской организации Национального союза художников Николая Худолия.
По его словам, идейным вдохновителем симпозиума стал его тезка Николай Степанов, а главным организатором - Александр Князик, хорошо известный одесситам по памятникам Льву Толстому, Максиму Горькому, Иосифу де Рибасу, Адаму Мицкевичу, Владимиру Высоцкому и Спартаку.
Скульпторам удалось заручиться поддержкой председателя исполкома Одесского горсовета Валентина Симоненко. Художникам выделили целый сквер на территории турбазы "Одесса" (Гагаринское плато), откуда открывалась незабываемая панорама на залив. В течение месяца скульпторы отсекали лишнее у огромных валунов песчаника, каждый весом в тонну, привезенных из карьеров Ямполя. Как вспоминает Худолий, в самом начале ваятели даже спорили, кому достанется тот или иной каменный блок.
"Песчаник - очень интересный материал: мощный, крепкий, - говорит наш собеседник. - Это не мрамор, он сам диктует свои условия, и работать с ним очень тяжело. Под воздействием воздуха он кристаллизуется и темнеет. Чем-то это напоминает благородную патину на бронзе".
Художникам была предоставлена полная свобода творчества и выбор стилистики произведения. И хотя, как вспоминает Николай Худолий, член ЦК КПУ Павел Козырь несколько раз приезжал поглядеть, не идут ли творческие поиски художников вразрез с политикой партии, вводить какую-либо цензуру в 1988 году уже не рисковали.
На создание скульптур ушел почти месяц, в течение которого художники поднимались с первыми лучами солнца и спешили на Нагорный бульвар, чтобы успеть поработать до того, как обжигающий одесский зной накроет город. А после, Усыпанные с ног до головы мельчайшей пылью, спешили окунуться в гостеприимное Черное море. Вечером были обязательные разговоры у костра.
В рамках симпозиума проходил конкурс, и скульптура Николая Худолия решением высокого жюри в лице Георгия Франгуляна и Лазаря Гадаева удостоилась гран-при.
"Я в своем камне увидел Аркадию - райское место, в котором нам посчастливилось работать, - рассказывает Николай Худолий. - Я под конец очень устал. Другие как-то отдыхали, а я хотел довести до конца идею и, когда меня награждали, был в глубокой депрессии, слова не мог сказать. При этом воспоминания о симпозиуме у меня самые положительные".
Результатом первого пленэра стали 13 изваяний, которые решили установить в Олимпийском сквере. Среди них - "Любовь земная" (изображает красивый половой акт), "Берег", "Дед с котом" и другие.
Несмотря на то, что песчаник - камень крепкий, используется для наждачных кругов, а в Европе скульптуры из него остаются нетронутыми уже несколько веков, отечественным вандалам под силу многое. Буквально через несколько дней после окончания симпозиума, неизвестные напали на сад скульптур, изуродовали и повалили некоторые из них.
"Мы старались делать как можно компактней, и все равно вандалы поотбивали некоторые части, - рассказывает Николай. - Свалили скульптуру Коваленко, моей "Аркадии" отбили голову, "Ариону" Степанова - руки".
Еще две две композиции банально украли, и много лет "Крылья" Юлия Синкевича, создавшего в 1964 году памятник Тарасу Шевченко в Москве, и "Мадона Степи" киевлянина Леонида Козлова, служили обрамлением для обычной "наливайки" в самом центре спального района на Таирова. К счастью, торговый павильон убрали, однако стереть наскальную живопись, оставшуюся от его завсегдатаев, не получается.
Второй и, увы, последний одесский "каменный" симпозиум прошел через два года после первого, в 1990-м. Он тоже собрал команду скульпторов из разных городов СССР и соцлагеря.
Детищам этого пленэра тоже досталось от вандалов. Статуи установили в парке Шевченко. Через несколько дней их основательно повредили. Больше всего пострадала несколько провокационная композиция москвича Бориса Черствого под названием "Рождение ангела".
На Суворовской аллее стояли две дюжины статуй, из которых нападения хулиганов пережили только три: "Звери" Александра Молева, "Строители" Василия Ропецкого, почти сразу получившие у одесситов меткое прозвище "мужики, укравшие холодильник", и часть композиции прославленного румына Даниила Сучу "Человек и море". Куда исчезли остальные, можно только догадываться. Но ведь не могли же просто так испариться скульптуры весом по несколько сотен килограммов? Не удивимся, если они украшают частные дворы одесситов.
В 1990-м году хорошей традиции пришел конец. Зато в Ильичевске идея скульптурных симпозиумов прижилась - с 1995 года в городе-спутнике прошло уже шесть таких пленэров. Плоды труда участников украшают главные аллеи тамошнего Приморского парка.
Автор - Александр Гиманов