Новости и события » Культура » Исполнилось 80 лет со дня рождения Кшиштофа Кесьлевского

Исполнилось 80 лет со дня рождения Кшиштофа Кесьлевского

Исполнилось 80 лет со дня рождения Кшиштофа Кесьлевского

Сегодня, 27 июня, исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося польского режиссера, сценариста и актера Кшиштофа Кесьлевского.

Будущий мастер родился 27 июня 1941 года в Варшаве. В 1968-м окончил режиссерский факультет Высшей школы кинематографии, телевидения и театра в Лодзи. Во время учебы снял короткометражные ленты «Трамвай», «Учреждение», «Концерт по заявкам» и «Съемка». Затем работал на студии документальных фильмов в Варшаве, снимал публицистические социальные картины «Из города Лодзи», «Я был солдатом», «Фабрика» и самый значительный из фильмов так называемого «нового документализма» начала 70-х годов - «Рабочие-71: ничего о нас без нас».

В то же время поставил короткометражный фильм «Подземный переход» и телефильм «Персонал», открывающие «игровой» период его творчества, хотя режиссер не ушел из документалистики и в последующие годы, чему свидетельством такие известные ленты, как «Первая любовь», «Биография», «Больница», «С точки зрения ночного сторожа», «Семь женщин разного возраста», «Болтающие головы» и «Вокзал». В 1976-м создает первый полнометражный игровой фильм «Шрам», во многом перекликающийся по тематике и стилистике с документальными работами, а следом - острую публицистическую ленту «Покой», одну из первых работ «кинематографа морального беспокойства», безусловным художественным и нравственным лидером которого становится Кесьлевский. Заметный переход творчества режиссера к синтезу парадокументальной поэтики и более метафорической драматургии начинается в картине «Кинолюбитель», сделавшей его имя известным и за пределами Польши. В период «Солидарности» снимает картину «Случай» и телефильм «Короткий рабочий день», в которых наряду с политической ангажированностью режиссера проявилось и его стремление найти новую стилистику.

Закончившейся эпохе «Солидарности» посвящена аллегорическая лента «Без конца», после чего в творчестве режиссера наступает трехлетняя пауза, из которой выходит совершенно иной Кесьлевский. В 1988-м появляются на экране киноверсии двух серий его телевизионного «Декалога», представляющего собой своеобразный перевод библейских заповедей на язык светского кинематографа - «Короткий фильм об убийстве» и «Короткий фильм о любви». Эти фильмы как бы предваряли выход на телеэкран остальных новелл «Декалога». Проект, не имевший прецедентов в мировом кино, открыл в творчестве Кесьлевского новую черту - склонность к серийности, к драматургическим панорамам, рассматривающим сюжет как бы с разных сторон. Это произошло, в частности, с картиной «Двойная жизнь Вероники» и в еще большей степени в последней работе режиссера, тоже снятой в сотрудничестве с французскими продюсерами - в трилогии «Три цвета»: «Синий», «Белый» и «Красный». После завершения трилогии объявил об окончательном уходе из кино, но все-таки продолжал работу над сценариями следующей трилогии. Однако работу эту прервала его смерть 13 марта 1996-го.

На счету мастера 70 престижных наград, включая два приза Берлинале и ММКФ, четыре приза Каннского фестиваля, шесть статуэток Краковского смотра и Мостры, три приза фестиваля в Сан-Себастьяне и многие другие.

Исполнилось 80 лет со дня рождения Кшиштофа Кесьлевского

Исполнилось 80 лет со дня рождения Кшиштофа Кесьлевского

Белый дом


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх