Свобода в изоляции
Российское кино в Каннах произвело впечатление на публику.
прочитано 18 раз
Три отечественных фильма так или иначе затрагивают тему дефицита свободы. Свободы высказывания и протеста хочет герой фильма &34;Дело&34; Алексея Германа. О свободе от семейных удушающих уз мечтает героиня картины &34;Разжимая кулаки&34; Киры Коваленко. И, наконец, свободы приехать на собственную премьеру не предоставили режиссеру фильма &34;Петровы в гриппе&34; Кириллу Серебренникову. Последняя драма развернулась уже в жизни, а не на экране.
Начнем с картины &34;Дело&34; Алексея Германа. Есть такой жанр в кино- судебная драма: действие строится вокруг разбирательства дела - рассматриваются доказательства, выступают свидетели и в конце выносится вердикт.
И фильм Германа вроде бы тоже судебная драма, но заседание как таковое остается за кадром как некий бессмысленный ритуал, не заслуживающий внимания. В центре сюжета подготовка к суду, вернее, психологическое давление на обвиняемого, провинциального профессора (Мераб Нинидзе), который оказывается под домашним арестом по ложному обвинению в хищении. На самом деле преследование преподавателя - месть за дерзкую критику мэра в социальной сети. Мы видим адвоката (Анна Михалкова), бывшую жену (Анастасия Мельникова), маму (Роза Хайруллина), врача (Светлана Ходченкова) и даже следователя (Александр Паль). Все они хоть и относятся к несчастному с пониманием и сочувствием, но искренне раздражены его упрямством и принципиальностью.
Несмотря на множество отсылок к кейсам реальных политических дел современной России, назвать картину Германа оппозиционной будет преувеличением. Если рассматривать картину как некое высказывание, то фильм &34;Дело&34; скорее призывает к пассивности, нежели к активной гражданской позиции. Выпад преподавателя против чиновника выглядит нелепо - публикация непристойной картинки, смысл которой заключается в том, что чинуша является расхитителем, вызывает недоумение не только у зрителя, но и у героев фильма. Цена бунтарского поступка высока, а его значение ставится под сомнение всеми участниками событий и в итоге теряется даже в сознании измученного профессора. Ощущение безнадежности и бессмысленности не скрашивает даже возвращение блудной дочери героя (Александра Бортич) в финале картины. В результате фильм Германа &34;Дело&34; не дает зрителю надежды и провоцирует выученную беспомощность.
Очень трогательным и искренним оказался фильм молодого режиссера Киры Коваленко &34;Разжимая кулаки&34;. Это история юной застенчивой осетинки Ады (Милана Агузарова), которая разворачивается перед зрителем постепенно. Следы прошлых травм девушки всплывают по ходу фильма, придавая объем и образу героини, и сюжету в целом. Картина повествует об удушающей любви и гиперопеке, делающей близких людей несчастными. Мы видим традиционную кавказскую семью с неожиданной для зрителя стороны, а тема преодоления травмы, влияющей на жизнь как самих жертв, так и членов их семей, отражена очень достоверно и ненавязчиво.
На премьере режиссер горячо благодарила всех, кто помог ей в создании картины в ее профессиональном становлении, в том числе и своего мастера Александра Сокурова. Фильм &34;Разжимая кулаки&34; по стилистике напоминает картину &34;Теснота&34;, снятую другим выпускником мастерской Сокурова Кантемиром Балаговым. Возможно, преподавательская деятельность заслуженного автора привела к возникновению нового течения в отечественном киноискусстве, которое скоро будет вполне сравнимо с Новой волной или Догмой 95. Фильм Коваленко продолжает развивать тему ограниченной свободы женщины на Кавказе, но он гораздо добрее и трогательнее &34;Тесноты&34;.
Самая ожидаемая премьера российского фильма в Каннах прошла без режиссера. Артисты и продюсер картины &34;Петровы в гриппе&34; пришли в зал Люмьер украшенные значками с портретом опального автора Кирилла Серебренникова и заняли свои места рядом с пустым креслом. На премьере фильма &34;Лето&34; два года назад Кирилла Серебренникова тоже не было - тогда он находился под домашним арестом. Сейчас он уже на свободе, но все еще не выездной.
Лента &34;Петровы в гриппе&34; это калейдоскоп психологических защит в действии. Герои фильма справляются с навалившимся на них психологическим и физиологическим стрессом по-разному: кто-то уходит в фантазии, кто-то погружается в воспоминания, кто-то галлюцинирует наяву. Грань между реальностью и воображаемым намерено стерта. Автослесарь Петров (Семен Серзин), перенося грипп на ногах то и дело перемещается из реальности в глюк, где участвует в расстрелах или помогает самоубийце, а потом вдруг попадает в прошлое на свою детскую елку. Его жена (Чулпан Хаматова) работница библиотеки ходит с ножом по улицам и совершает жестокие убийства. Их сын тоже существует вне реальности - он постоянно играет в компьютерные игры. Фильм наполнен сценами насилия, однако зрителя шокируют не это. Приводят в ужас кадры кашляющего человека в переполненном автобусе, или вид ребенка с температурой на детском празднике. Что не удивительно, когда весь зал в масках...
Самым впечатляющим моментом премьеры стала длительная овация после просмотра. Кто-то из создателей картины даже связался с режиссером по видеосвязи, чтобы автор мог лично услышать аплодисменты и сказать несколько слов публике. Кадр с телефоном спроецировали на огромный экран зала Люмьер, откуда Серебренников поблагодарил зрителей и порадовался развитию технологий, позволяющих ему участвовать в собственной премьере, находясь так далеко.
Кино - это дистанционная коммуникация, не знающая границ во времени и пространстве, а теперь к этому добавилась возможность коммуникации режиссера со зрителем, что не может не радовать.