Мирные переговоры по Сирии: позиции сторон
Переговоры по мирному урегулированию под эгидой ООН при содействии Международной группы поддержки Сирии (МГПС) пройдут в Женеве с 14 по 24 марта. Первоначально встречи должны были начаться 7 марта, но затем их перенесли в связи с организационными трудностями.
В начале февраля первая попытка переговоров кончилась неудачей на фоне резкого обострения конфликта и наступления армии Асада на город Алеппо.
Кто может принять участие в новом раунде и каковы изначальные позиции разных сторон?
Судьба Асада
Перед тем, как в 2011 году разразилась гражданская война, тогда еще единой Сирийской арабской республикой единолично руководил президент Башар Асад. В стране была однопартийная система - на политическом поле безраздельно доминировала Партия арабского социалистического возрождения (Баас).
Башар Асад
Вооруженные силы, подчинявшиеся непосредственно Асаду, до начала войны насчитывали более 300 тысяч человек и включали наземные подразделения, флот и авиацию. Сегодня в армии остается от 80 до 100 тысяч бойцов, но благодаря авиации - а с 30 сентября 2015 года еще и поддержке российских ВКС - вооруженные силы Асада по-прежнему имеют значительное преимущество в воздухе. 13 апреля Асад планирует провести на подвластной ему территории парламентские выборы. На Западе их называют "провокативными", а в России - "не противоречащими действующей конституции".
Но именно судьба Башара Асада - это главная тема планируемых переговоров. Позиция, которой придерживается сирийская оппозиция (а вместе с ней США, ЕС и Саудовская Аравия): Асад должен передать власть переходному правительству, а сам уйти в отставку. Союзники Асада - Иран и Россия - предлагают несколько иной вариант: судьбу своего президента должны решить сами сирийцы. 4 марта эту идею в эфире французского телеканала France 24 поддержал спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура, не пояснив, как должно быть организовано соответствующее голосование. При этом, по словам сотрудника Гамбургского института глобальных и региональных исследований (GIGA) Штефана Розини (Stephan Rosiny), между Москвой и Дамаском наметилось расхождение: Россия заинтересована в прекращении огня и давит на Асада, чтобы соглашение о перемирии выполнялось.
Требования оппозиции
Так называемая умеренная сирийская оппозиция - это конгломерат группировок со сложными взаимоотношениями. Их общая цель - свержение Асада, но есть значительные расхождения. Одна из крупнейших организаций - Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС или НКОРС), созданная в Катаре в 2012 году и признанная 120 странами в качестве представителя сирийского народа, однако имеющая ограниченное влияние в самой Сирии. Своими вооруженными силами коалиция считает Сирийскую свободную армию (ССА), чьи разрозненные отряды насчитывают от 30 до 80 тысяч бойцов. Другая значительная организация - Сирийский национальный совет (СНС), сформированный в Стамбуле в 2011 году. В отличие от НКОРС, СНС имеет коммуникацию с Кремлем.
Наиболее влиятельный представитель оппозиции в Женеве - это Высший комитет по переговорам (NHC), со штаб-квартирой в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Официальный координатор комитета Рияд Наасан Ага заявил 7 марта, что NHC намеревается принять участие в женевской встрече. По словам Аги, первый пункт их программы - это формирование переходного правительства Сирии. Базовое условие - немедленный уход Асада. Комитет требует освобождения политзаключенных и допуска международных гуманитарных организаций на контролируемые оппозицией территории. Затем должна быть выработана новая конституция, а в пределах 18 месяцев - проведены свободные выборы. Если хрупкое перемирие нарушится, NHC может в последнюю минуту отказаться от участия в переговорах.
Курдская ситуация
Курды в основном проживают на севере и востоке Сирии. Отдельная сила в гражданской войне - курдские Отряды народной самообороны (YPG), насчитывающие от 10 до 15 тысяч бойцов, их главное требование - политическая автономия.
YPG называют вооруженным крылом Демократического союза (PYD), партии, близкой к Рабочей партии Курдистана (РПК), признаваемой многими, в том числе Турцией, террористической организацией. Курды эффективно сражаются с сирийскими джихадистами, в этом их поддерживают и Россия, и США. Что касается Асада, то они заключили с ним что-то вроде пакта о ненападении. Во время боев вокруг Алеппо курдские подразделения вступали в конфликт с сирийскими повстанцами.
С сирийской оппозицией, объединяющей в основном арабские политические и вооруженные движения, у курдов сложные отношения. НКОРС не поддерживает идею курдской автономии. В СНС входит лишь Курдское движение будущего, выступающее не за автономию, а за равное участие курдов в будущей сирийской демократии. Особую сложность для мирных переговоров представляет позиция Турции - страны-члена НАТО. Анкара обстреливала курдские позиции, считая YPG потенциальной угрозой, а по некоторым данным, пропускала на территорию Сирии вооруженные группы исламистов, враждебных курдам. В январе 2016 года курдская делегация несколько дней провела в Женеве, но затем покинула ее, так и не дождавшись приглашения на первую встречу по межсирийскому урегулированию. Пригласят ли курдских представителей на новые переговоры, пока остается не ясным.