Как остановить незаконную застройку столицы
Украинская строительная отрасль – на грани коллапса. Но дело не в кризисе, девальвации или падении покупательного спроса.
Со встрясками в экономике девелоперы как раз научились вполне успешно бороться. Проблема гораздо глубже: рынок оказался на острие конфликта, который перманентно тянется уже несколько лет между местными властями, не совсем «чистыми на руку» застройщиками и инвесторами, доверившими им свои деньги. Специально для Forbes проблему проанализировал Николай Негрич, депутат Киевсовета, член Комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования.
Результат противостояния виден всем и каждому. По Киеву разбросаны десятки замерших недостроев, которые не просто уродуют городской ландшафт. Это «мертвые» строения практически без шансов сдачи в эксплуатацию, куда закатаны миллионы гривен обычных людей. Но ни со стороны мэрии, ни от правоохранительных органов реакции нет.
Зато хорошо знают, как поступать в подобной ситуации, различные «псевдоактивисты», и поддерживающие их заинтересованные лица. Знают настолько хорошо, что за ушедший год на законные и легитимные стройки была совершена почти сотня нападений, которые приводят к материальному ущербу, простою бизнеса и, как следствие, к убыткам. Причем, что самое неприятное, за спиной этих «борцов» за справедливость стоят общественные организации, и определенные лица, которые под видом подобных «наездов» пытаются всеми силами захватить чужое имущество.
В то же время реальные проблемы с объектами, которые строились или строятся без всякого на то права и разрешительной документации, остаются за кадром. Более того, представители правоохранительных органов не устают повторять, что ответственность за печальные истории вокруг таких проектов, как «Мозаика», «Схидна Брама», «Белла Виста», Royal Hills, исключительно на совести инвесторов.
Но, простите, какова тогда ответственность контролирующих, выдающих лицензии и разрешения органов? Ведь именно они закрывают глаза на стихийное строительство, смотрят сквозь пальцы на всевозможные отклонения от норм (самовольное изменение класса объекта – это лишь малая часть нарушений). И в чем же ответственность правоохранителей, которые поощряют откровенное рейдерство, молча наблюдая за ним со стороны?
К тому же, если быть совсем откровенным, немалое количество замороженных строек в том же Киеве принадлежит государству (министерствам, комитетам), но о них чиновники тактично умалчивают. Например, почти 20 лет покрывается плесенью, медленно разрушаясь, легендарный недострой на Львовской площади. Он находится в ведении Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого, который, в свою очередь, подчинен Министерству культуры.
Еще один 27-этажный «призрак» в середине 80-х годов прошлого столетия появился около м. Левобережная. В нем планировали разместить сначала Госснаб УССР, затем – Министерство финансов или Минэкономики, и даже НАК «Нафтогаз Украины». Однако с 1992 года строительство не ведется, и не возобновится там никогда. Похожая участь постигла и так называемые «Троещинские Липки», строительство которых было начато в 1999 году по разнарядке Главного управления внутренних войск МВД. Застройщик обанкротился, и дома постепенно превращаются в безликие остовы.
Таких примеров – масса. Что самое главное, за все эти годы многие недостроенные здания можно было выставить на аукцион, и на них непременно нашлись бы покупатели. Причем, такие инициативы и предложения действительно были, но отклика ни в министерствах, ни в правительстве они не нашли.
Снос незаконных объектов – тоже довольно дискуссионный вопрос. Несомненно, если есть откровенно кричащие нарушения, когда стройка расположена во дворе школы или здание возводится на газовой трубе, ответ однозначный. Но если дом почти построен, квартиры в нем выкуплены, то демонтаж становится крайне сложным. А подчас – и вовсе невозможным, поскольку сносить здание высотой свыше пяти этажей, да еще и в густонаселенном районе, как минимум небезопасно.
И выход из такой ситуации только в том, что инвесторам необходимо объединяться и пытаться находить пути для достройки принадлежащих, по сути, им объектов. Например, посредством привлечения другого застройщика. В таком случае задача властей – хотя бы не мешать. Дать возможность людям быстро и без волокиты оформить все документы, и уже самостоятельно распоряжаться судьбой дома.
А чтобы упредить хаотичную и несанкционированную застройку Киева в будущем, необходимо утверждать новый Генплан на замену устаревшего, который предусматривал развитие столицы до 2020 года. Именно этот документ определит рамки строительства, нормы этажности объектов в зависимости от района, плотность застройки. А также полностью исключит войны между так называемыми активистами, и компаниями, которые действительно могут строить и готовы развивать архитектуру города.