Интервью с того света: Фридрих Ницше
Воображаемая беседа с философом.
В нашей потусторонней рубрике мы уже потолковали с проводниками двух главных идеологий ХХ века - Владимиром Лениным и Адольфом Гитлером. По крайней мере один из них активно использовал в своей пропагандистской риторике учение Фридриха Ницше. Мы решили вызвать философа на разговор.
XX век был столетием страшных идеологий - фашизма, коммунизма, под которые пытались подстроить вашу концепцию сверхчеловека. Как вы относитесь к ним?
Как много великих идей, чье действие подобно кузнечным мехам: от них человек надувается и становится еще более пустым.
Какой вам видится современная власть?
Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи.
Сейчас в мире геополитический кризис: Россия с Америкой ну очень недовольны друг другом, а европейских лидеров и та, и другая стороны часто обвиняют в бесхребетности...
Они уступают, эти добрые, они покоряются, их сердце вторит, их разум повинуется: но кто слушается, тот не слушает самого себя!
Верите нашему правительству?
Когда они говорят: «Мы правы вместе», всегда это звучит так: «Мы правы в мести!»
Наше общество живет в бешеном по сравнению с веком ритме. Поэтому все большую популярность обретает концепция slow life, неспешности существования. Что вы об этом думаете?
Все вы, для которых дорог суровый труд и все быстрое, новое, неизвестное, - вы чувствуете себя дурно; ваша деятельность есть бегство и желание забыть самих себя.
В России весьма своеобразные представления о браке: тебе 30, а ты не замужем и без детей? - Старая дева! Как вы смотрите на институт брака?
Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением! Слишком торопитесь вы заключая брак, и вот следствие - расторжение брачных уз!
А вы сами когда-нибудь любили?
Никогда еще не встречал я женщины, от которой хотел бы иметь я детей, кроме той женщины, что люблю я: ибо я люблю тебя, о Вечность!
Как вы думаете, мудрость и добродетель - помеха для веселья?
Даже при существовании всех добродетелей надо еще понимать одно: уметь вовремя послать спать все добродетели.
Знаменитости известны своей нелюбовью к назойливым журналистам и пиарщикам. Вам не приходилось с ними сталкиваться?
Я вежлив с ними, как со всякой маленькой неприятностью; быть колючим по отношению ко всему маленькому кажется мне мудростью, достойной ежа.
Вам было за что-нибудь стыдно? Страдаете угрызениями совести?
Угрызения совести учат грызть.
Антикризисный вопрос: вы даете милостыню?
Нет, я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден.
Что для вас значит свобода?
Быть свободным от счастья рабов.
Как бы вы описали счастье?
Все самое малое, самое тихое, самое легкое, шорох ящерицы, дуновение, мгновение, миг - малое, вот что составляет качество лучшего счастья.
В чем ваша слабость?
Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера. Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, - этого не прощает мне ни одна ступень.
На основе книги Ф. Ницше "Так говорил Заратустра"