Новости и события » Общество » 16 марта. Памятные даты

16 марта. Памятные даты

16 марта. Памятные даты

Два года назад на территории Крыма и города Севастополя состоялся так называемый референдум о статусе полуострова, по результатам которого Россия аннексировала Крым

16 марта 2014 года в оккупированном Россией Крыме и городе Севастополе, в обход действующего украинского законодательства и законодательства Автономной Республики Крым, состоялся так называемый референдум, о статусе Крыма. Согласно официальным российским данным, 96,77% жителей Крыма поддержали присоединение полуострова к России, в Севастополе за присоединение к России проголосовали 95,6 процентов горожан. Референдум, организованный пророссийской властью Крыма при силовом давлении российских военных и военизированных "ополченцев", а также при поддержке пропагандистских российских СМИ, стал очередным этапом кремлевского плана по захвату территории Украины. Как известно, референдум дважды переносили: сначала была назначена дата 25 мая - именно тогда должны были состояться выборы президента Украины, затем на 30 марта. В конце концов, остановились на 16 марта - Кремлю нужно было как можно быстрее присоединить аннексированный полуостров, выдав вооруженную оккупацию за мирное всенародное волеизъявление. Бойкотировать референдум призвал лидер крымских татар Рефат Чубаров, подчеркивая, что именно решение о его проведении было принято неправовым путем. Результаты неконституционного референдума были грубо сфальсифицированы, а уже через два дня, 18 марта 2014 года в Кремле состоялось подписание так называемого Договора о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации. Большинство стран-членов ООН и другие международные организации признали инсценированный оккупантами фальсифицированный крымский референдум нелегитимным.

События дня:

В этот день в 1917 году военный совет во главе с полковником Павлом Волошиным основал украинское военное общество - "Украинский военный клуб имени гетмана Павла Полуботка", что имело целью украинизацию военных частей и создание украинского вооруженного войска. Инициатором создания Клуба был известный харьковский адвокат Николай Михновский (лидер Украинской партии самостийников-социалистов). В течение недели он организовал регистрацию общества и официальное открытие с правом создавать филиалы на всей территории Украины. В пункте 3 устава Клуба, который составили Михновский вместе со своим помощником Леонидом Ганом, была определена его цель: "сплотить в одной семье военных, врачей и военных чиновников украинской народности". Главная задача Клуба состояла в идеологической части организации национального движения среди войска Российской империи. "Полуботковцы" развернули пропагандистскую работу, призывая военных-украинцев объединяться. "Товарищи братья! Не дадим Украину никому! Политая кровью славных казаков-запорожцев, покрытая в эту войну горами наших трупов - пусть встанет она к своей жизни! Товарищи украинцы! Соединяйтесь в свои украинские кружки! Объединяйтесь с мыслью о свободе Украине, о ее казацкой силе"- говорилось в обращении к воинам-украинцам. Принимались также меры по организации первого украинского военного формирования - полка им. Богдана Хмельницкого. Первыми вступили в ряды (сразу после совещания) сотник Леонид Ган и известный украинский актер Николай Садовский. По примеру Киева военные клубы были созданы по всей Украине. Михновский вместе с собратьями-полуботковцами считал, что военное движение необходимо использовать для создания национальной армии, которая сможет стать главным залогом независимости Украины, но социалистическое большинство в Центральной Раде смотрело на это по-другому - политики имели целью вообще избавиться армии и заменить ее народной милицией. Дальнейшие события, в частности вооруженная агрессия России против Украины, показали, что прав был именно Михновский, но было уже поздно.

Юбилеи дня: 435 лет со дня рождения Питера Корнелиса Гофта (1581-1647), нидерландского историка, поэта и драматурга (между прочим, был сыном мэра Амстердама). Принадлежал к так называемой камеры риторов - общества литераторов, которое заботилось о развитии нидерландской национальной культуры. Сюжеты для своих трагедий брал из античности. На творчество Питера Гофта сказалось влияние поэзии Франческо Петрарки. Автор работ по истории (подражал Тациту, которого переводил). В течение длительного времени (почти 40 лет) жил и работал в замке Мюйдерслот к востоку от Амстердама. Здание замка Мюйдерслот и сегодня можно увидеть - оно, несмотря на возраст, прекрасно сохранилось и является одной из архитектурных жемчужин Нидерландов. В ХХ в. был восстановлен и сад трав у замка.

лет со дня рождения Николая Григорьевича Бурачека (1871-1942), выдающегося украинского живописца пейзажиста, художника театра, историка искусства, писателя. Учился в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко, Краковской академии изящных искусств, совершенствовал мастерство в Париже. С 1912 года жил в Киеве. Один из основателей Украинской академии искусств (1917, с 1918 - ее президент; открывал заведение вместе с Михаилом Грушевским). С 1925 года работал в Харькове (преподавал в харьковских художественно-техническом и художественном институтах). Он был одним из тех, кто начал отечественное шевченковедение, первым сделал хронологию живописного и графического наследия Шевченко, по сути открыв украинцам Шевченко-художника. Был активным участником проектов сооружения памятников Кобзарю и создания его музеев в Киеве, Каневе, Харькове, Виннице, Чернигове. Николай Бурачек прославился своими замечательными лирическими пейзажами: "Сумерки", "На Днепре в сумерки", "Двор зимой", "Подсолнухи", "Крыши Софийского собора", "Тучи сгущаются", "Яблони в цвету". "Меня часто называют импрессионистом, но я только планерист, хоть не чуждаюсь некоторых достижений импрессионизма... - пишет М. Бурачек в очерке "Мой творческий путь". Родился художник на Подолье в уездном Летичеве в семье почтового служащего. Рано ознакомился с живописью - его отец был художником-любителем, копировал старые картины, зарабатывая тем самым копейку. Однажды к Бурачеку-старшему привезли высокохудожественную копию автопортрета Рембрандта. Этот портрет великого художника произвел на Николая сильнейшее впечатление - даже снился, а когда через много лет после того, художник увидел оригинал этой картины в Вене, то "встретился с ним как с родным отцом". То есть, толчком для художественной судьбы стал Рембрандт. Именно после этого, как признается Николай Бурачек в автобиографии "Моя жизнь" "... я услышал в себе что-то особенное, которое характеризовал бы словами "услышал в себе художника". Впрочем, профессиональным художником он стал довольно поздно - после 34 лет. До этого работал актером. Николай Бурачек является автором ряда рассказов, очерков (посвященных преимущественно художникам - "Николай Самокиш", "Александр Мурашко"), статей по вопросам оформления книжных изданий ("Первые иллюстраторы "Кобзаря"") и проблемам развития искусства. Был женат на Ольге Тимофеевой - дальней родственницей писателя Ивана Бунина. Умер художник в оккупированном нацистами Харькове в августе 1942 года. Сейчас его солнечные пейзажи находятся в музеях Украины и в частных коллекциях.

лет со дня рождения Бернардо Бертолуччи (1941), выдающегося итальянского кинорежиссера, сценариста, продюсера. Поставил фильмы: "Перед революцией", "Конформист" (приз МКФ в Берлине, 1970; премия "Давид ди Данателла" в номинации "Лучший фильм", 1971), "Последнее танго в Париже", "ХХ век", "Последний император" (9 премий "Оскар", 1988; премия "Сезар" в номинации "Лучший зарубежный фильм", 1988, 3 премии BAFTA, 1989), "Маленький Будда", "Ускользающая красота", "Под покровом небес" (другое оригинальное название "Чай в пустыне"), "Мечтатели". В 2001 году удостоен высокой государственной награды Италии - Золотой медали за заслуги в области культуры и искусства. Бертолуччи не слишком любит общение с журналистами, или же многолюдные премьерные показы. Он немногословен и избегает публичности, где только можно ее избежать. "Пусть за меня говорят мои фильмы", - не устает повторять художник слишком любопытным. Впрочем, он не относится к успеху легкомысленно - скорее, он его ценит: "Успех - тяжелая пища для размышлений, но после того, как ее переваришь, приходит ощущение счастья... Я люблю свои самые популярные фильмы, потому что они принесли мне удачу. Хотя после нее и бывает определенный период душевной агонии, но со временем это проходит". Если уж говорить об успехе, то стоит отметить, что большой его частью Бертолуччи обязан виртуозной операторской работе Витторио Стараро (щедрые на комплименты итальянцы называют его "богом светотени"), а также безупречной работе звезд-актеров (вспомнить хотя бы Марлона Брандо в "Последнем танго в Париже"). Сам режиссер и не отрицает этого: "Каждый мой фильм - это история любви с актером. После того как я показал Брандо отснятый материал, он в течение длительного времени даже не разговаривал со мной... Не мог простить мне того, что совершенно незаметно, даже, несмотря на его волю, я смог "вытащить" из него то, что мне было нужно..."

Годовщина смерти: 120 лет со дня смерти Петра Ивановича Нищинского (1832-1896), украинского композитора, поэта-переводчика, автора знаменитого хора "Закувала та сива зозуля" к пьесе Т. Шевченко "Назар Стодоля". Родился будущий композитор в селе Неменка Винницкой области. Молодые годы его прошли в Киеве, где он учился в духовном приходском училище, а затем в семинарии. Прекрасный голос и музыкальные способности семинариста привлекли внимание руководителей Киевской духовной миссии, которая в 1850 году уезжала в российскую посольскую церковь в Афины. Для усиления церковного хора туда взяли и Нищинского. В Афинах Нищинский окончил университет (филологический и богословский факультеты), защитил диссертацию на степень магистра наук, изучал древнегреческую культуру и искусство, совершенствуя знания греческого языка и литературы. Конец его пребыванию в Греции положил конфликт с церковниками: он отказался принять сан священника, получил отставку и вернулся на родину. Около трех лет жил в Петербурге, а затем поселился в Одессе. Преподавал русский и греческий языки, выступал в печати как литературный критик, участвовал в организации любительских хоров и драматических кружков, сочинял стихи и песни. Работал много, но жил в нужде и в 1875 году был вынужден перевестись в провинциальный город Ананьев, где продолжал педагогическую и литературную деятельность. Недалеко от Ананьева, в уездном городе Елисаветграде (ныне Кировоград) в то время велась оживленная культурно-просветительская работа. В ремесленном училище был создан достаточно хороший хор, в котором участвовали ученики, преподаватели, местная интеллигенция. Наезжая из Ананьева, Нищинский не раз руководил этим хором. В 1875 году елисаветградский артистический кружок впервые поставил пьесу Т. Шевченко "Назар Стодоля" с музыкой и новым текстом "Вечерниц" П. Нищинского. Музыкальной частью спектакля руководил сам композитор. Много творческой энергии отдавал Нищинский художественным переводам. Он был первым переводчиком с греческого на украинский язык "Антигоны" Софокла и "Одиссеи" и "Илиады" Гомера. Эту работу в свое время высоко оценил Иван Франко. Нищинский также участвовал в составлении русско-украинского словаря, перевел на греческий язык "Слово о полку Игореве".

лет со дня смерти Вацлава Талиха (1883-1961), чешского дирижера, скрипача и педагога. Один из самых известных чешских дирижеров ХХ века. Дирижерскую деятельность начинал в 1904 году в Одессе (работал концертмейстером в городском оперном театре). В 1934-1941 гг. - главный дирижер Чешского филармонического оркестра. Впоследствии возглавлял Словацкий филармонический оркестр в Братиславе.

16 марта. Памятные даты

16 марта. Памятные даты

ООН


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх