Причастные к фальсификациям справок переселенцев должны нести уголовную ответственность - П.Кухта
Советник Центра экономической стратегии Павел Кухта считает, что выплаты переселенцам должны распределяться через государственные банки
В социальных расходах в нашей стране нет порядка, потому что каждый отдельный администратор, например, Минсоцполитики, Пенсионный фонд, Минобразования, если речь о студентах, действует сам по себе. Соответственно есть нарушения в этой сфере не только в контексте выплат "фейковым" переселенцам. Такое мнение в комментарии высказывания эксперт, советник Центра экономической стратегии Павел Кухта, комментируя ситуацию относительно злоупотреблений и начисления материальной помощи по фальшивым справкам ВПЛ.
Эксперт отметил, что война породила целый ряд проблем. Очень много нерешенных вопросов с переселенцами.
"В этом вопросе много хаоса, их (переселенцев - ред.) никто не проверяет, поэтому есть возможности создавать фейковые счета для переселенцев и тому подобное. Именно поэтому начался процесс верификации - пенсионеров, получателей социальных выплат, - то, что Минфин начал в этом году.
Верификация - это когда все данные, которые есть в государстве банально сводятся: отностильно имущественного состояния и вообще живуть ли они (лица, - ред.) в одном месте и просто идет их сверка. С помощью верификации, если и не полностью можно решить все эти проблемы, то значительно уменьшить", - сказал он.
По словам эксперта, так или иначе, но все причастные к фальсификациям справок переселенцев чиновники должны нести уголовную ответственность.
"Те, кто занимались криминалом на местах, - должны нести уголовную ответственность. Законодательством все предусмотрено: если человек за взятки раскидал государственные средства не туда, куда они были направлены, и если это не в связи с ошибкой какой-то (хотя за ошибку тоже есть ответственность), а если это реально криминал - это должно наказываться уголовной ответственностью", - добавил П. Кухта.
Кроме этого эксперт добавил, что выплаты переселенцам должны распределяться через государственные банки.
"Правильнее было бы все это распределять через государственные банки, потому что так финансовый поток легче контролировать, потому что действительно распределение через любые банки, которые есть - так как это пока есть - это вредная штука. Ведь сейчас, без нормально отлаженной системы, проверки этих выплат повышают вероятность (создания - ред.) схем.
Или же, если речь идет о каких-то небольших банках - с ними кто-то может просто договориться, тихо что-то с ними делать и тогда система менее контролируема. А лучше всего действительно распределять через государственные банки", - отметил он.
П. Кухта подчеркнул, что уменьшить вероятность существования преступных схем с выплатами ВПЛ возможно в случае, если каждый переселенец будет получать соцпомощь персонально.
"Люди должны ходить и подтверждать свое существование, но опять же имеем другую сторону медали - коррумпированным может быть тот, кто выдает эти средства: формально написать, что деньги отдал человеку лично в руки, а на самом деле за этого человека получил средства совсем другой, а потом еще и, как следствие, они в руки законному получателю не попали", - предположил он.
Кроме того, в Харьковской области также расследуют незаконную регистрацию 500 человек под видом переселенцев.
А в Запорожье, у двоих жительниц Макеевки правоохранители изъяли 49 банковских карточек для выплат соцпомощи переселенцам.
В общем, в течение двух недель, начиная с 15 февраля с. г., в Единый реестр досудебных расследований правоохранительными органами были внесены 12 уголовных производств по оформлению "фейковых" справок о статусе переселенца и начисления по ним соответствующих социальных выплат.
По словам политолога О. Соскина, коррупционный поток фальшивых справок переселенцев надо уничтожать на местах.
При этом, народный депутат от фракции БПП В. Арешонков считает, что остановить схемы незаконного завладения государственными средствами со стороны чиновников и псевдопереселенцев можно, если реальные переселенцы будут получать материальную помощь лично.