Москва заставляет Минск продавать больше бензина в России
Энергетическое соглашение России и Беларуси может быть изменено так, чтобы вынудить Минск продавать больше бензина на российском рынке. В тонкостях бензиновых противоречий разбиралась DW.
Нормативная база торгово-экономических отношений Москвы и Минска может в очередной раз подвергнуться ревизии. До конца марта в российское правительство должны поступить предложения по изменению энергетического соглашения между двумя странами, срок действия которого истекает лишь в 2025 году. Поводом для корректировки является снижение поставок из Беларуси в Россию бензина, полученного на белорусских НПЗ из российского сырья. Насколько в действительности критична для российского рынка недопоставка Минском примерно 370 тысяч тонн бензина, выясняла DW.
Протокол от 2014 года
Соглашение между правительствами России и Беларуси "О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов" было подписано в 2007 году, а затем подверглось серьезным изменениям, зафиксированным в протоколе от 29 мая 2014 года. В первой статье документа отмечается, что Россия обязана поставлять в Беларусь с 2016 по 2024 годы 24 миллиона тонн нефти ежегодно. Эти объемы могут меняться не более чем на 2 процента.
Мозырьский НПЗ
Вторая статья закрепляет за Беларусью обязательство продавать в России ежегодно с 2015 по 2017 годы не менее 1 миллиона тонн автомобильного бензина, произведенного на белорусских нефтеперерабатывающих заводах из российской нефти.
В пункте 4-м этой же статьи оговаривается, что в случае, если российские цены будут ниже международных, "а также в случае ухудшения рыночной конъюнктуры компетентные органы государств проводят консультации для принятия решений о временном сокращении или приостановке реализации белорусских нефтепродуктов на российском рынке".
Минус 374 тысячи тонн
Статистические данные наглядно демонстрируют, что экспорт белорусского бензина в Россию сократился уже в прошлом году. За 12 месяцев 2015 года Москва всего импортировала 1,3 миллиона тонн нефтепродуктов, из них - 800 тысяч тонн бензина (весь поступил из стран СНГ). Непосредственно автомобильного бензина было закуплено 626,6 тысячи тонн, уточнили DW в Thomson Reuters KORTES. На долю Беларуси пришлось 625,9 тысяч, то есть 99,9 процента всего импорта.
Поставляемые из Беларуси в РФ объемы бензина некритичны для российского рынка
Белорусское статистическое ведомство указывает на поставку в Россию в 2015 году 900 тысяч тонн нефтепродуктов, не уточняя, сколько из них автомобильного бензина. И признает, что годом ранее в РФ было продано на 50 процентов больше нефтепродуктов. При этом в целом экспорт нефтепродуктов из Беларуси вырос: с 13,8 миллиона тонн в 2014 году до 16,9 миллиона в 2015-м. В основном он шел на европейский рынок.
Власти Беларуси не отрицают того, что переориентировали экспортные потоки, ссылаясь на оговорку, закрепленную в протоколе от 2014 года. В частности, об этом в феврале заявил вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко. "Для нас поставлять сегодня бензин в Россию - работать глубоко в убыток", - признал он, отвечая на вопрос белорусского информагентства.
Пробный шар в виде "дочек"
Чуть ранее - в конце января - замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский сообщил в беседе с журналистами, что Минэнерго России не удовлетворено тем, как Беларусь выполняет свои обязательства по поставкам бензина. Эксперты не исключили тогда, что Россия может принять ответные меры и сократить поставки нефти. Правда, для этого надо переписывать соглашение, ведь относительно экспорта сырой нефти из России никаких оговорок в протоколе нет, есть только обязательства.
Пока действующее соглашение не изменено, Федеральная таможенная служба (ФТС) нашла возможность частично приостановить экспорт другого сырья - нефтепродуктов. Пробный шар был запущен в виде запрета поставок ТАНЕКО ("дочка" "Татнефти") и "Газпром нефтехим Салавата". ФТС зафиксировала резкое увеличение ими продаж в Беларусь. Предприятия были заподозрены в оптимизации налогов (пошлины с вывозимого в союзную страну сырья не платятся), из-за чего вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович распорядился приостановить экспорт двух вышеназванных компаний вплоть до выяснения обстоятельств.