Ситуация в Арктике может стать причиной нового конфликта между Западом и РФ
Для России Мурманская область - это ворота в Атлантический океан и важнейшая военная база Северного флота. Здесь базируются подводные лодки с ядерным оружием, стратегические бомбардировщики, а также сухопутные войска. При этом Кремль продолжает наращивать в этом регионе свое военное присутствие. Создается шесть новых военных баз, модернизируются взлетно-посадочные полосы времен холодной войны, строятся новые ледоколы и принимаются на вооружение новые атомные подводные лодки, оснащенные еще большим количеством ядерных боеголовок. К тому же в последнее время Россия, а также НАТО проводят в Заполярье крупные военные учения.
Арктика может стать новой зоной конфликта. Десятилетиями люди полагали, что в основном поверхность земли уже поделена между государствами. Однако наступило глобальное потепление и арктические льды стали таять. Из космоса Северный полюс похож на торт, который только что достали из морозильника. И пять стран пытаются получить свой кусок: Россия, США, Канада, Дания и Исландия. Все потому, что подо льдом таятся большие запасы нефти, кобальта, золота и никеля. Богатую ресурсами Арктику геологи прозвали «пещерой Али-Бабы».
Следует ли миру после украинского кризиса готовиться к новому „размороженному" конфликту, который как назло возник из-за оттепели - в данном случае исключительно метеорологического явления? Такого развития события можно избежать, ведь есть правила игры, установленные естественнонаучные критерии ООН, с помощью которых можно поделить Арктику. Но что если ни одна из сторон не станет придерживаться мирных правил? Угроза возникновения северной золотой лихорадки связана не столько с тем, что на самом деле происходит на побережье Северного Ледовитого океана, а скорее с тем, какое опасное толкование дается этим событиям. Кто и какие действия предпринимает? Какими при это руководствуется тайными целями? При этом в основном именно США и Россия дают друг другу много поводов для такого рода проекций.
К примеру, сенатор от Аляски республиканец Дэн Салливан считает, что Россия планирует осуществить в Арктике новый захват территории. Он считает, что на это нужно ответить наращиванием военного присутствия США в регионе. При этом в Вашингтоне не понимают, что происходит за полярным кругом: в Арктике русские уже давно играют в шахматы, а наше правительство до сих пор думает, что это крестики-нолики.
Паранойя или реальность? 2 года назад ни один европеец и не подозревал, что полуостров Крым имеет для России такое большое символическое и стратегическое значение. Возможно, мы также недооцениваем значение для Москвы Северного Ледовитого океана. Еще в 2007 году российское правительство дало понять, что относится к Северному полюсу как к Крыму. Тогда российские исследователи Арктики установили на дне океана флаг РФ - прямо на Северном полюсе, на глубине 4 тысяч метров. Эта акция была чисто символической, но таким образом Россия заявила о своих притязаниях на весь мир. «Северный полюс имеет для России символическое значение, - считает эксперт по России из Норвежского института оборонных исследований Катажина Зыск. - Объявлять его российским соответствует национал-патриотическому курсу Кремля».
Идеологию Владимира Путина тоже можно было бы назвать «арктической». Глава Кремля считает, что мир - это суровое место, в котором действует право сильного, а военная мощь - это достоинство. Следуя этой философии, Россия пытается утвердиться в качестве альтернативной державы, определяющей мировой порядок. При этом в Арктике Москва хладнокровно преследует свои геополитические интересы, пытаясь обеспечить себе неограниченный выход к мировым океанам. Это необходимо для того, чтобы противопоставить военным базам США, размещенным по все миру, хотя бы несколько плавучих баз. Черноморский флот, который находится в Крыму, для этого не подходит. В случае конфликта Турция, входящая в состав НАТО, может заблокировать проход через Босфор в Средиземное море. Также быстро можно остановить российский Балтийский флот, поскольку НАТО может закрыть Скагеррак, пролив между Данией и Норвегией. Поэтому лучший стратегический вариант - это Северный ледовитый океан.
«Мы должны ожидать неожиданного в Арктике, - считает специалист по России из британского аналитического центра Chatham House Бобо Ло. - Российская внешняя политика станет еще жестче, потому что кроме силы у России нет никаких стратегических инструментов, то есть - никаких друзей». Такова западная проекция.
В России же к ситуации относятся иначе. Профессор политологии из Санкт-Петербурга Никита Ломагин считает, что Россия не атакует, а обороняется. По его словам, страна защищается от НАТО, которое своими действиями не раз доказывало, что не соблюдает никаких правил. «После войны в Ираке в 2003 году российская внешняя политика изменилась. - объяснил он. - Россию не устраивает доминирующая позиция США в мире». Но это не означает, что Путин ищет конфликта, добавил политолог. Российский президент просто считает, что полагаться исключительно на «мягкую безопасность» нельзя. Поэтому для морской политики России так важен свободный выход в Атлантический океан. Наращивая военное присутствие в Арктике, страна всего лишь защищает свои северные границы от посягательства США, которые в спорных ситуациях вообще не признают никаких границ. Россия также наращивает ядерное вооружение, которое служит ответом на противоракетный щит НАТО. По словам Ломагина, Кремль опасается ограничения своего ядерного потенциала. Поэтому в Москве хотят укрепить ядерную триаду, состоящую из стратегических ракет, бомбардировщиков и атомных подлодок.
США могли бы сделать решительный шаг и поставить точку в территориальном споре, но не делают этого. Соединенные Штаты - единственная арктическая страна, не подписавшая те правила ООН, которые предлагают мирное разрешение конфликтов в этом регионе. Согласно этим правилам, вопросы собственности на Северном полюсе должны решать не атомные подводные лодки, не количество боеголовок, не солдаты в меховых шапках, а геологи.