Любопытные повороты Кабмина Гройсмана
О процедурах, коалиции и наиболее заметных заменах нового Кабмина
Парламент утвердил новых премьер-министра и правительство. Кто эти люди, члены нового кабинета? Станут ли они единой командой? И будет ли эта команда работать в тандеме с правительственной коалицией, сформированной, скажем так, по весьма своеобразным подходам?
Начнем с последнего.
Очевидно, нет критично острой необходимости идти на досрочные выборы только потому, что качество парламентского материала не соответствует нашим ожиданиям. Элементарный математический подсчет рейтингов и анализ покажут, что при нынешнем избирательном законодательстве в случае выборов качество материала прогнозируемо ухудшится. А считываемая населением информация о колоссальных расходах, которые тянет за собой предвыборная кампания, только усугубит общественные разочарования. Социальных лифтов не создано, а многие нынешние парламентские неофиты в своей работе руководствуются, похоже, исключительно соображениями президентского рейтинга партийного боссов. Есть ли острая потребность увеличивать их ряды?
Теперь о способе формирования коалиции. Тут, пожалуй, палка о двух концах. Да, по процедуре есть вопросы. С другого конца, если в коалицию не входят путинисты и прочие "руссо-оппо-блоки", может это далеко не "ширка", коей у нас привычно пугать даже политических младенцев? Пусть сотрудничают и голосуют внешне самые непримиримые оппоненты. В Конституции статья о формировании коалиции фракциями появилась по одной причине. Тогда наша политика чудовищно болела парламентской коррупцией. Люди заходили с одной партией, потом выходили во внефракционные и за чемодан с деньгами примыкали к другой. Статья о необходимости формирования коалиции фракциями - процедурный ответ политической алчности и беспринципности. Но процедура не снимает вопрос личной морали. Тем более, что в парламенте сейчас сидят мажоритарщики. Их куда девать? Это дело парламента, как выбирать и как консолидироваться. Разумеется, встает вопрос, чего нардепы будут "желать" за голосования? Но это опять же - сфера личной ответственности. Откуда истоки логики, что большинство, сколоченное фракциями, честнее большинства, сколоченного и из фракций и из групп и из единиц? Не выставляйте причинно-следственной связи между провалами политики и плохой процедурой. Если эта же процедура работает в других странах, значит, отечественные исполнители, скажем так, не дотягивают. Надо помочь им "дотянуться".
Теперь перейдем к наиболее заметным заменам нового Кабмина.
Остап Семерак стал Министром экологии. Должность Министра экологии, как заговоренная. Публичные увольнения некоторых бывших руководителей ведомства дают представление о "шансах для обогащения", которые оно открывает. Например, Министр Шевченко ушел после того, как не посетил горящую нефтебазу, хотя по другим данным он дружил с газовым олигархом Онищенко и лоббировал назначения его доверенного лица на должность Государственной службы геологии и недр. Еще один руководитель экологии Сергей Курыкин был уволен за махинации с экологическими деньгами, доставшимися нам по киотскому протоколу. Во времена Януковича экологическое ведомство давало прекрасные возможности для отчуждения лесов и земель. Так, Эдуард Ставицкий увел у государства Межигорье. Еще один министр экологии Злочевский нацаревал активы в нефтегазомо секторе, 23 миллиона долларов в Англии (арестованных) и уголовное дело в НАБУ. В общем, Минэкологии для знающих людей - место денежное. Ведь экология в понимании украинского бизнеса, это возможность давать разрешение использовать недра, желательно бесплатно и без природоохранных мероприятий.
Есть ли шансы у Остапа Семерака выдержать соблазны? Есть. Не только потому, что он набожный греко-католик. Сейчас создано огромное число общественных движений, аналитических центров, грантовых структур, которые наблюдают за каждым деревом, каждым месторождением, каждой свалкой-мусоркой, не говоря уже о бюджетах министерства. Будем смотреть вместе с ними.
Минкульт. Прогнозировалось, что в прошлом Кабмине министром культуры должен останется любимец Майдана Евгений Нищук. Не остался. Появился Вячеслав Кириленко. Можно долго спорить, кто более сильный администратор. У Евгения Нищука было сильное решение о запрете приезда в Украину патриарха Кирилла, у Вячеслава Кириленко несколько сильных кадровых решений, законопроект о памятникоохранной деятельности, решения о поддержке национального продукта. Перед назначением появилось две подборки комментариев, каким министром был Кириленко. Курков, Компаниченко, Забужко и Харчишин его хвалили, в другой публикации его критиковали разные люди. Самым заметным критиком был Александр Ройтбурд. Теперь уже вице-премьеру Вячеславу Кириленко и министру Евгению Нищуку нужно будет работать вместе. Хочется верить, что старые обиды и претензии будут позабыты, и оба патриота смогут сделать много чего полезного для страны, которую они так любят.
Министром юстиции остается Павел Петренко. Тот случай, когда выбор оказался безальтернативным. Павел Петренко зашел в минюст после победы Майдана при полном одобрении Совета Майдана. Дело в том, что его юридическая команда ездила по судам, обеспечивая защиту автомайдановцев и других задержанных участников протеста. Удержал Петренко свою должность и после парламентской гонки, и сейчас. Долго можно спорить, считать ли реформой огромное количество нововведений, о которых отчитывается министр, но правда в том, что они колоссально облегчили жизнь простым людям. Новые центры административных услуг, открытые реестры минюста, виртуальные центры регистрации актов гражданского состояния... Ну, мы можем пожелать министру не стать фигурантом какого-нибудь расследования и стать долгожителем на своем посту. Считается, что для начала и завершения серьезных реформ министру нужно не менее пяти лет.
Министром образования стала Лилия Гриневич. Гриневич и ее предшественник Квит исторически и ценностно были членами одной команды, вместе пережили Януковича и Табачника, вместе работали над законом об образовании, вместе отвечали на вызовы. Последние два созыва Лилия Гриневич возглавляла парламентский комитет по вопросам образования, и ее назначение кажется логичным продолжением.
Многие эксперты, несмотря на мнение других экспертов, считают вполне удачным назначение Иванны Климпуш-Цинцадзе "на евроинтеграцию". Активный народный депутат, известный проектный менеджер (мероприятия и Ялтинской Стратегии и благотворительного фонд Яценюка, которым занималась Иванна, всегда были масштабными, креативными и яркими) может стать и неплохим министром. Возможно, положение о министерстве пропишет ей взаимодействие с парламентом, согласование документов, пошаговые инструкции по гармонизации нашего законодательства с законодательством ЕС. Если короче, от "новенькой" в Кабмине ждут интересных проектов, доказывающих ЕС, что мы хотим и достойны быть членом европейской семьи.
Обнадеживающим выглядит назначение министром инфраструктуры Владимира Омеляна. Владимир Омелян работал в этом ведомстве первым замом министра. Когда впервые попал в министерство, то так написал о себе в Фейсбуке: "Сегодня правительство утвердило меня на должность заместителя министра инфраструктуры Украины... Олигархи за мной не стоят, денег за назначение принципиально никогда не платил, фб- и ментально нелояльный к существующим порядкам; единственное, что могу предложить - голову, знания и умения качественно работать 24/7". Предложил он, по мнению многих с умом и результатами.
Также тогда он отметил, что исходит из принципа, что государство должно быть "out of business" и что возьмется за создание условий для функционирования эффективного рынка.
Сегодня предшественник Омеляна Андрей Пивоварский позитивно оценил назначение, сказав, что Владимир нацелен в будущее.
Из новшеств - назначен вице-премьер-министр по делам АТО Владимир Кистион. Министерство новое, его положения мы еще не видели. Можем предположить, что оно будет заниматься ветеранами АТО. Если так, не будем спешить с выводами, аналогичная структура (министерство ветеранов) есть в США, Австралии, Канаде.
Возведение в должность министра энергетики Игоря Насалика выглядит, пожалуй, несколько экзотичным. Опыт работы господина Насалика мэром Калуша оценивается в 97% поддержки населения. Его патриотизм, равно, как и опыт хозяйственника, бесспорны. Но, помнится, Совет Майдана в свое время выдвигал к управленцам такое требование, как пять лет работы в отрасли, в том числе на управленческих должностях. Можно ли считать владение некими энергетическими и газовыми активами опытом работы - не знаем. Поживем - увидим.
Павел Розенко передвинулся с позиции министра в вице-премьеры. Сохранили, как мы знаем, свои должности министр обороны, министр иностранных дел, министр информации, министр спорта, внутренних дел.
В общем, будем ждать результатов. И пусть демократическая оппозиция будет им и нам в помощь. Кроме шуток.
Лана Самохвалова, Киев