Правительство Гройсмана: стоит ли ждать развития страны?
Эпопея с отставкой правительства Арсения Яценюка и формированием правительства во главе с господином Гройсманом наконец завершилась.
Возможно не все осознают, что в результате этого возникла совсем другая политическая ситуация, которая существенно изменила расстановку политических сил и политическую повестку дня. Еще в январе почти все пророчили досрочные парламентские выборы, если не весной, то точно осенью 2016 года. Риторика политиков была пропитана популизмом и заигрыванием с избирателями. Украинские олигархи через свои телеканалы активно «пиарили» тех или иных лидеров ведущих политических сил, открыто демонстрируя на кого они делают ставку.
Но сейчас политические расклады принципиально изменились. Досрочных парламентских выборов может не быть вообще. Даже если новая парламентская коалиция прекратит свое существование, то правительство Гройсмана продолжит работать. Президент Порошенко, имея право, а не обязанность объявлять досрочные выборы, этого не спешить делать. Таким образом, возникла ситуация, когда все вынуждены осознать, что это правительство надолго. То есть именно с ним и с Президентом Порошенко придется договариваться и на них обращать внимание. Изменить в этом может только какой-то очень мощный коррупционный скандал, связанный с Президентом Порошенко или правительством Гройсмана. Я далек от мысли, что не будет настоящих или мнимых причин для обвинений в коррупции, но не ожидаю чрезвычайный характер таких. Несмотря на ливень обвинений в адрес Президента Порошенко ни разу они не касались каких-то коррупционных сделок, которые связаны непосредственно с ним. Для Петра Порошенко, который является публичным долларовым миллиардером, вопрос личного обогащения уже не стоит на повестке дня. Для него быть политиком международного масштаба, иметь возможность не только сейчас, но и за пятнадцать или двадцать лет общаться с руководителями ведущих стран мира гораздо важнее дополнительные миллиардные состояния. А это в свою очередь станет реальным только если с его участием Украины станет успешной страной.
Что касается Владимира Гройсмана, то он еще со времен эффективного управления Винницей доказал, что готов и умеет играть «в длинную». Для него гораздо важнее доказать, что он может быть успешным вождей правительства, чем пытаться сколотить свой первый миллиард долларов. Поэтому коррупционных скандалов, которые дадут основания для обвинений в коррупции непосредственно его, я тоже не жду.
Кроме того, борьба за кадровый состав правительства наглядно всем показала, что господин Гройсман точно не собирается быть «ручным» премьером Президента Порошенко. Поэтому все эти истерические заявления о формировании авторитарного режима, перетягивание всей власти в одних руках, сейчас можно воспринимать только с саркастическими улыбками.
Владимир Гройсман в чем-то лучше, а в чем-то хуже стартовые условия по сравнению с Арсением Яценюком. В пользу ему играет то, что самые непопулярные шаги по повышению цен на коммунальные тарифы уже сделаны его предшественником. К тому же на время правления Яценюка приходилась самая острая фаза российской военной агрессии в Донбассе, падение объемов экономики вследствие российской агрессии, сногсшибательное сокращение экспорта в Россию, значительное снижение цен на международных рынках на металлургическую и аграрную продукцию, формирует львиную часть доходов украинского экспорта. Все это не могло не вызвать ужасную девальвацию гривны, сорока пяти процентную инфляцию потребительских цен в 2015 году, чрезвычайное падение доходов широких слоев населения. В дополнение потери граждан в результате ликвидации десятков банков, многие из которых находились в латентном состоянии банкротов минимум последние семь-восемь лет.
То есть, самые экономические проблемы наблюдались во времена первого и второго правительства Яценюка. Хотя далеко не все из них нужно обвинять именно его.
Уже с третьего квартала 2015 падение украинской экономики, который наблюдался с четвертого квартала 2012 года, остановилось. Наметилось едва заметный рост. Экономика наконец нащупала дно. Что после столь значительного и продолжительного падения неудивительно. Итак, правительство Гройсмана в глазах населения точно не будет ассоциироваться с падением их доходов. А вот сможет населения ощутимо нарастить собственные доходы при этом правительстве, это еще вопрос.
Негативом для Владимира Гройсмана является то, что он начинает руководить правительством в условиях крайне негативных ожиданий со стороны населения по отношению ко всем ветвям власти. Арсений Яценюк в этом плане был в значительно лучшей ситуации.
Поэтому у господина Гройсмана и его правительства, по сути, нет не то что ста дней, а даже десяти, для раскачки. Он наглядно продемонстрировать простые, понятные для рядовых граждан, эффективные шаги по управлению экономикой страны. При этом у него нет возможности делать популистские шаги, вроде повышения социальных выплат и зарплат бюджетникам, снижение коммунальных тарифов.
Есть ли у Вас план, мистер Гройсман?
Именно здесь приходится задаваться вопросом, а есть ли у премьер-министра Владимира Гройсмана качественный план реформ определению, что нужно делать. К сожалению, за громкими скандалами, связанными с распределением правительственных портфелей, вопрос подготовки программы правительства отошло на второй план. Утверждена парламентом Программа правительства Гройсмана выглядит лучше за первую и вторую правительственные программы Арсения Яценюка. Но это только по сравнению с ними. Потому Арсений Петрович подавал на утверждение откровенно пустые правительственные программы, чтобы не нуждаться отчитываться за конкретные шаги, которые в них должны были быть.
Понятно, что правительственная программа не гарантирует ее выполнения. Но если в программе не отображается какое стратегическое видение развития страны, тогда не может не возникнуть вопрос, а оно у чиновников вообще.
В Программе правительства Гройсмана действительно очень важные обязательства, выполнение каждого из которых будет формировать принципиально качественнее экономическую среду. Среди них можно отметить обещание обеспечить:
• «введение эффективной системы представления и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, мониторинга их доходов и расходов»;
• «прозрачность государственных реестров и баз данных, финансирование политических партий и избирательных кампаний, раскрытия информации о конечных бенефициарах»;
• «сокращение количества административных услуг, внедрение электронных технологий, сервисов открытых данных для минимизации необходимости обращения граждан в государственные органы»;
• «введение на парламентских выборах пропорциональной избирательной системы с открытыми списками»;
• «создание условий для функционирования новой системы судов, поэтапное проведение переаттестации всех судей, исходя из критериев добропорядочности и профессионализма, введение обязательного сравнения доходов и расходов кандидатов на должность судьи. Внедрение эффективной системы оценки деятельности судей, совершенствования механизмов привлечения их к дисциплинарной ответственности, заполнение вакантных должностей на конкурсной основе »;
• «продолжение формирования административно-территориальных единиц базового уровня общин, эффективного разграничения по принципу субсидиарности полномочий органов местного самоуправления разных уровней, а также органов местного самоуправления и органов государственной власти»;
• «введение исключительно аукционного порядка предоставления земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, в аренду, развитие рынка аренды земли (возможность продажи прав и их залога), упрощение процедур регистрации договоров аренды»;
• «Ликвидация перекрестного субсидирования, обеспечение прозрачности установления тарифов и эффективной системы предоставления адресных субсидий, введение коммерческого учета ресурсов. Внедрение эффективных правил и механизмов регулирования рынка, прозрачной работы независимого регулятора »;
• «Приватизация угледобывающих предприятий. Ликвидация или консервация неприватизированных шахт с обеспечением социальной поддержки уволенных работников »;
• «Завершение реформирования железнодорожного транспорта: разграничение хозяйственных функций и функций государственного управления; повышение эффективности системы железнодорожного транспорта и качества услуг путем создания конкурентного рынка перевозчиков; обеспечение доступа субъектов хозяйствования к объектам железнодорожной инфраструктуры, которые остаются в собственности государства; поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования »;
• «Переход к адресности и монетизации предоставления льгот»;
• «расширение автономии медицинских учреждений».
В то же время в правительственной программе отсутствуют ответы на стратегические вопросы развития страны. Например, есть обещание принять новый Налоговый кодекс. Но сама по себе эта обещание ничего не говорит о том, какую фискальную модель правительство хочет сформировать, на который фискальный процент ВВП хочет выйти в результате налоговой реформы, готов ли он перейти с уровня перераспределения налогов через бюджет в 45-47 процентов ВВП, как это сейчас, до 32-35 процентов, что может обеспечить мощную инвестиционную привлекательность украинской экономики?
Но если правительство готово к этому, то за счет снижения ставок либо налогов (или полной ликвидации которых) он хочет это сделать, и бюджетные или квазибюджетни расходы хочет в этом случае сократить и ликвидировать или перевести на негосударственный уровень?
Непонятно, осознает правительство, без кардинального снижения ставки квазиналога (ЕСВ) на фонд оплаты труда малый бизнес из «тени» не выведет. А это снижение ставки возможно только в случае кардинальной реформы системы социального страхования, перевода ее в основном на обязательный, но негосударственный уровень. Что, кстати, само по себе означает снижение фискального процента ВВП.
Отдельно стоит вопрос кардинальной реформы системы пенсионного страхования. Не секрет, что уже через 10-15 лет правительство просто не будет средств на финансирование солидарной пенсионной системы в ее нынешнем виде.
Зато в правительственной программе обещают лишь «Повышение эффективности системы общеобязательного государственного социального страхования, деятельности фондов социального страхования». Кажется, что некоторые из власть имущих не собирается отказываться от существующей откровенно коррупционной модели социального страхования. В дополнение хотят еще «введение общеобязательного государственного медицинского страхования». То есть, хотят создать еще один мощный источник коррупции, вместо того чтобы сформировать конкурентную систему обязательного, но негосударственного медицинского страхования.
Понимают, как обеспечить ускоренного экономического развития?
Не могу не вспомнить VIII раздел правительственной программы «Обеспечение ускоренного экономического развития».
К сожалению, там вообще нет ответа на вопрос, за счет каких сфер деятельности и с помощью каких инструментов экономической политики правительство собирается обеспечить ускоренный экономический рост.
Для того чтобы дать ее, необходимой, хотя и недостаточной, предпосылкой является понимание нескольких важных вещей.
Во-первых, экономический рост украинской экономики с начала «нулевых» годов нынешнего века до 2012 года обеспечивалось за счет экстенсивного роста сырьевых отраслей украинской экономики (металлургия и аграрный сектор), что было связано с периодом высоких цен на международных рынках на сырьевые товары рост объемов производства, так называемых, «инвестиционных товаров» (металлургическая продукция, машины, турбины, оборудование), преимущественно завязанных на российский рынок, который тоже бурно рос на фоне высоких цен на нефть, газ, металлы. Еще одним фактором, который обеспечивал рост украинской экономики, были иностранные инвестиции и кредиты украинским субъектам хозяйствования и правительства.
Сейчас все вышеупомянутые факторы, которые обеспечивали рост украинской экономики, находятся в долгосрочном обратном тренде. Цены на сырьевые товары на международных рынках в следующие 10-15 лет будут оставаться на низком уровне. Торговля с Россией, даже без учета фактора военной агрессии, будет находиться в депрессивном состоянии. Потому что украинские инвестиционные товары, в условиях низких цен на энергетические ресурсы и падение инвестиций в основной капитал, без спроса на российском рынке.
Во-вторых, реформы, осуществляющих правительством, имеют всегда средне и долгосрочный эффект. Текущее экономический рост преимущественно обеспечивается стимулирующим денеж-кредитной политикой центрального банка страны. Экономическая история не знает примеров, когда бы происходило роста экономики в условиях сокращения объемов кредитования экономики.
К сожалению, в программе правительства о сотрудничестве с Нацбанком для обеспечения роста украинской экономики ни слова.
В-третьих, украинские олигархи обеспечили свои миллиардные состояния за счет контроля над денежными потоками преимущественно в сырьевых отраслях, получения субсидий из государственного бюджета и разграбление государственных предприятий. К сожалению, их предыдущая политика не дает оснований надеяться, что они готовы измениться и начать способствовать формированию новой экономической стратегии развития страны, которая бы базировалась на пятом и шестом технологических укладах. Более того, в условиях низких цен на сырьевые товары, украинские олигархи еще более жестко бороться за субсидирование своего бизнеса за счет бюджетных средств и средств государственных предприятий. Если их будут лишать этого, то они будут готовы идти на полное банкротство и остановку своих предприятий. Что в свою очередь будет провоцировать сокращение объемов производства, рост безработицы, падение доходов поступлений в бюджеты всех уровней. В то же время, сохранение субсидирования их неэффективного бизнеса со стороны государства приведет к невозможности проведения реформ и реализации эффективной экономической политики, провоцировать коррупцию и дальнейшую деградацию структуры экономики. Что в свою очередь угрожает самому существованию украинского государства.
Следовательно, обеспечить устойчивый экономический рост можно будет только в случае приоритетного развития производств и технологий пятого и шестого экономического уклада. Но при условии содействия деятельности эффективных предприятий базовых для украинской экономики отраслей, создание с помощью бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политики платежеспособного спроса на продукцию, обеспечивать текущее ускорение экономического развития.
И напоследок. Не хотел бы чтобы некоторые высказанные замечания (на самом деле, у меня их больше) к правительственной программы были восприняты, как критика в адрес непосредственно господина Гройсмана.
Во-первых, понятно, что не он ее лично готовил. Во-вторых, для меня важно, чтобы премьер-министр и его команда понимали, что без постановки стратегических вопросов относительно того, какую страну мы строим, трудно рассчитывать на осознанное видение, что и в какой последовательности нужно делать. А без этого невозможно сформировать качественные долгосрочные тренды развития экономики.