За что работают украинские депутаты: за деньги или за идею?
Уже не первый год длятся споры по поводу размера зарплат высших должностных лиц страны. При этом существует четкая поляризация мнений. Многие считают, что госслужащие не должны получать зарплату намного больше, чем прожиточный минимум или пенсия обычного гражданина. В этой парадигме можно найти логическую составляющую. Мол, почему чиновники получают больше? Пусть сначала сделают богатыми людей. Между тем, существует другая позиция, которую поддерживает прогрессивная часть социума. В государстве, где процветает коррупция, опасно платить чиновникам низкую зарплату. Аргумент - малые официальные доходы побуждают служащих к поиску дополнительных заработков путем злоупотребления служебным положением. Примеров хватает: судья-"колядник" Игорь Зварыч, парламентарий Игорь Мосийчук, мэр Вышгорода.
Действительно, оплата труда государственных служащих крайне низкая.
Так, экс-министр инфраструктуры Андрей Пивоварский получал 7,5-8 тыс грн в месяц - это примерно 300 долл.
Приняв во внимание размеры потенциальных "заработков" в этом министерстве, возникает вопрос: как можно удерживать себя от коррупционных прихотей? Как известно, в структуре этого ведомства находятся "Укрпочта", "Укрзализныця" и другие предприятия с миллиардными оборотами и сотнями тысяч сотрудников.
Интересный факт: заместители Пивоварского получали, как минимум, в полтора раза больше. А новый глава министерства - Владимир Емельян - вдвое превзошел финансовые доходы своего бывшего шефа.
К слову, расчет зарплаты четко регламентирует законодательство - от базового оклада до большого перечня дополнительных надбавок. Например, ставка главы МВД Арсена Авакова равна 92% ставки премьер-министра Владимира Гройсмана и составляет 7636 грн.
Кроме должностного оклада Авакову устанавливались надбавки: за выслугу лет, за особый характер работы и интенсивность труда, за работу с гостайной, за выполнение функций госэксперта по вопросам тайн, за звание "Заслуженный экономист Украины". Как следствие, глава МВД получил почти 22 тыс грн.
В новосозданной Национальной полиции размер зарплаты кажется достаточным. Руководитель Нацполиции Хатия Деканоидзе получила в марте 92,4 тыс грн, ее заместители - от 50 тыс грн до 64 тыс грн. Должностной оклад полицейских низшего ранга - руководителей департаментов - 8 тыс грн.
Достойно оплачивается труд работников Национального антикоррупционного бюро. Председатель НАБУ Артем Сытник по закону получает 50 прожиточных минимумов с коэффициентом 1,2 для Киева. В целом это около 80 тыс грн. Заместитель Сытника Гизо Углава получает 40 "минимумов" - 53 200 грн.
Однако и здесь предусмотрены доплаты - за выслугу лет и научную степень. Рядовые детективы получают 19 "минимумов" или 30-32 тыс грн.
Должностной оклад генпрокурора - 7678 грн, его заместителей - 5-6,5 тыс грн. При этом заместитель Генпрокурора и одновременно руководитель Специальной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий получает 49608 грн.
Итак, четко отслеживается огромный разрыв между новыми органами власти, где служащие получают достойную оплату, и "старыми" структурами, где вообще речь не идет о конкурентоспособности.
Похоже, низкая зарплата чиновников устраивает руководство государства. Европейские партнеры еще в 2015-м предлагали правительству Яценюка 75 млн евро в обмен на реформирование госслужбы. Никто и пальцем не пошевелил. Закон был принят, но стратегия реформирования государственного управления не создана.
Между тем, служащие высшего уровня до сих пор привлекают к разным сделкам нижестоящие кадры, повязывая всех общей ответственностью. Так возникает круговая порука, где все знают, кто и как незаконно обогатился, пользуясь властными полномочиями.
Следовало бы установить четкую и понятную систему начисления зарплаты, обратив внимание не только на размер базовых ставок, но и на методику формирования доплат, в том числе премий. Ведь именно премиями могут "наказывать" непокорных подчиненных, не желающих способствовать реализации коррупционных сделок.
Комментарии экспертов
Светлана Залищук, народный депутат, МЧП
- За последние два года в связи с девальвацией зарплаты чиновников кратно уменьшились. При этом доходы служащих и ранее не были достаточными, что создавало вполне закономерные коррупционные риски.
Поэтому недавно парламент поддержал закон, регулирующий вопросы госслужбы. Однако на этом не стоит останавливаться - надо принять в качестве ориентира опыт других стран, например Грузии.
Макс Нефедов, заместитель министра экономического развития и торговли
- Зарплата чиновников построена на модели "легализованной коррупции". На госслужбе приветствуются люди без особых амбиций, компетенций и мотивации, которые получают доплаты "в конвертах" и которых держат их «на крючке». От таких людей трудно требовать эффективной работы в бурной среде реформ.
Условия работы чиновников должны становиться рыночными - и по компетенциям, и по зарплатам. В развитых странах нет резкого разрыва в оплате труда между частным и государственным секторами.
Роман Скляров, руководитель Центра экономической демократии
- У руководителей, которые оперируют значительными ресурсами, должна быть мотивация не воровать и достигать поставленной цели, поэтому платить высокие зарплаты правильно. Однако можно ли достичь высокого результата, если другие работники предприятия получают по 2-3 тыс грн? Важно найти баланс на всех уровнях оплаты труда.
Владислав Грезьев, основатель проекта Lobby X - компании по рекрутингу для государственных структур
- Действующая система с премиями и доплатами совершенно не соответствует философии на рынке кадров. Сегодня нет другого выхода, кроме как продолжать те небольшие реформы, которые еще чудом удается проводить. Поэтому не стоит отказываться от предложений финансовой помощи по наполнению фондов зарплаты от западных партнеров.