Владелец катера Брежнева обвиняет в гибели судна командование одесской военно-морской базы
В начале этого года, 8 января, в Практической гавани Одесского морского порта ушел под воду раритетный катер ПСКР-51 "Буревестник", на котором несколько раз выходил в море генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Сегодняшний капитан и хозяин этого корабля Валерий Ильенков утверждает, что корпус катера находился в прекрасном состоянии, и он не мог сам затонуть.
Как заявил судовладелец "Думской", в случившемся виновато руководство Западной военно-морской базы ВМСУ, которое, по его словам, сначала разграбило уникальный катер, а потом затопило, чтобы скрыть следы преступления. Мы, к сожалению, не смогли получить комментарий второй стороны конфликта. Но обо всем по порядку.
Генсеки бывшего СССР знали толк в хорошем отдыхе и не упускали случая пройтись "с ветерком" вдоль черноморского побережья Кавказа или Крыма. Именно для этой цели были задуманы первые советские специализированные моторные яхты проекта 360. Всего было построено четыре таких корабля, два из них - ПСКР-50 "Стрела" и ПСКР-51 "Буревестник" - предназначались исключительно для отдыха руководителей страны. "Стрела" базировалась в Ялте, а "Буревестник" вошел в состав Потийского погранотряда. Он "зимовал" на базе Очамчира, а ближе к лету переходил поближе к правительственным дачам - в Сухуми, откуда совершал прогулки с большими начальниками на борту. Главным "членовозом" была "Стрела", так как подавляющее количество правительственных дач находилось на крымском побережье, но Брежнев и другие советские бонзы выходили и на "Буревестнике", когда по служебным делам или на отдыхе бывали на черноморском побережье Кавказа.
"Буревестник" был сдан заказчику в июле 1961 года (заводской номер 1202). Основной материал корпуса - дерево (лиственница, дуб, сосна, тик). Выбор материала говорит о том, что во главу угла ставились вопросы экологии и комфорта пассажиров. Бесшумность и отсутствие вибраций корпуса были главными задачами спецпроекта. При длине в 37 метров яхта имела вес до 150 тонн, а два мощных дизеля по 3300 лошадиных сил каждый разгоняли ее до максимальных 37 узлов. Расход топлива был очень большим - до 500 кг в час на крейсерской скорости 26 узлов, но кто в советские времена считал такие мелочи (стоимость литра бензина на АЗС была 8-10 копеек за литр)? Проект 360 оборудовали новейшей для своего времени электроникой - РЛС, пять радиостанций, эхолот и лаг. Система кондиционирования включала несколько установок общей мощностью 70 кВт, а для удобства пассажиров бортовая электросеть имела напряжение 220 вольт. Штатная численность экипажа доходила до 14 человек, а командовал яхтой целый капитан первого ранга.
Словом, "Буревестник" строился и эксплуатировался как "люксовая" яхта. По сегодняшним стандартам, комфорта было не так много, но в те времена это считалось верхом того, о чем мог мечтать человек. В помещениях и на главной палубе стояла мебель из ценных пород дерева, а на стене десятиместной кают-компании красовалось панно на космическую тематику, инкрустированное орехом (его создали за год до полета Гагарина). В районе верхней прогулочной палубы был оборудован еще один салон и солярий. Катер прослужил почти три десятилетия. А потом наступил капитализм.
В начале 1990-х государство сочло нецелесообразным тратить деньги на, по сути, прогулочную яхту. Ее продали частному лицу, которое в 1995 году пригнало судно в Одессу, где его приобрел Валерий Ильенков, который тогда был хозяином судоходной компании FlyShip. Корабль некоторое время выходил в море, но требовал небольшого ремонта, а также обновления внутреннего интерьера, который к началу нового века уже порядком поизносился. А вскоре произошла еще одна неприятность. Согласно новому приказу министерства транспорта о маломерном флоте, яхты длиной свыше 20 метров не могли оставаться в этом классе судов, и 37-метровому "Буревестнику" требовалось пройти переаттестацию и перейти в другой класс. В силу многих личных проблем, в том числе и тяжелой болезни, капитан Ильенков не смог быстро решить эту проблему, из-за чего катер стал "невыездным".
Несколько лет он простоял у причала, но этот "простой" нельзя назвать пассивным, говорит собеседник "Думской". Большие командиры знали, что в кают-компании яхты они могут провести деловую встречу, презентацию, подписать документы и просто почувствовать дух уходящей эпохи. Руководство порта и флота не упускало случая погостить на борту ветерана. Тем временем капитан Ильенков готовил кораблик к переходу в Севастополь, где на ремонтном заводе собирался его отремонтировать. Увы, крымские события 2014 года поставили крест на этих планах.
В Одессу пришло новое руководство ВМСУ, и командир Западной ВМБ каперанг Алексей Доскато и слышать не хотел о каком-то раритете. Ильенкову был запрещен проход на территорию, и корабль оказался в плену. Владелец не раз обращался с письмами к Доскато о допуске к причалу, но тщетно.
Два года назад, накануне Дня независимости, Ильенкову позвонили и попросили дать добро на использование антенны с его катера для обеспечения связи на предстоящем параде ВМС. Валерий Николаевич разрешил. Антенну сняли с "Буревестника" и установили на арткатер "Скадовск". Но потом ее не вернули, утверждает капитан. Тогда-то и началось разграбление.
"Сейчас трудно говорить о полном списке похищенных механизмов и агрегатов, уж очень он обширен, но можно не сомневаться, что в течение года с корабля было вынесено все самое ценное, включая посуду, кухонную утварь и элементы меблировки салонов", - говорит владелец катера.
В июне 2015 года руководство базы переместило "Буревестник" с причала 36В на новое место - причал 34В, где разграбление катера, по словам Валерия, продолжалось. По любым морским законам, такую передислокацию нельзя проводить без капитана, но, видимо, начальству базы эти законы неведомы. При буксировке и швартовке катер несколько раз хорошенько "приложили" к причалу и соседним судам. Судно дало небольшую течь. Но от этих повреждений оно не могло затонуть: "Буревестник" проектировался таким образом, что в реальных условиях был практически непотопляем. Девять его отсеков снабжены водонепроницаемыми дверями, и при полном затоплении даже трех из них он сохранял прекрасные мореходные качества. Система откачки воды была во всех отсеках и при необходимости удаляла до 20 тонн забортной воды в час. Увы, состояла она из медных труб, что, по всей видимости, и погубило "Буревестник". Трубы, по словам капитана, похитили (на закрытом объекте!), после чего катер просто не мог не утонуть.
Случилось это ранним утром 8 января 2016 года.
"Разговоры о том, что корабль якобы был старый и корпус сгнил, можно оставить для людей, ничего не понимающих в морском деле. Срок службы древесины для яхт составляет около 80-90 лет. Борта корпуса состояли из двух слоев сосновой доски, каждая толщиной 16 мм. Между слоями досок для полной водонепроницаемости был проложен слой ткани, пропитанный специальной мастикой, поэтому говорить о том, что катер "сам ушел под воду", может только человек, пытающийся замести следы преступления", - говорит Ильенков.
8 апреля в Практическую гавань зашел самый большой украинский кран "Захарий", и у капитана появилась надежда, что "Буревестник" поднимут. Увы, непрофессиональные действия горе-спасателей лишь усугубили ситуацию. Корабль кое-как зацепили 10-миллиметровым тросом, оторвали от грунта, но трос лопнул, и яхта снова легла на грунт. В конце концов, судно перетащили на мелководье, где и оставили. Рубка сейчас выступает на над водой, что можно считать большим прогрессом.
"За подобные действия руководство базы надо судить, ведь в результате безграмотных действий кораблю нанесен серьезный ущерб, выражающийся в сотнях тысяч гривен", - возмущается хозяин "Буревестника".
Капитан находится не в лучшей форме. Его здоровье подкосили невеселые новости из порта о его корабле, но тем не менее, у одессита есть программа действий и огромный опыт в восстановлении подобных раритетов. Он еще надеется поднять и отремонтировать "катер Брежнева":
"Это как ботик Петра Первого. Для Украины "Буревестник" вполне может стать символом возрождения флота. Он должен ходить!"
Автор - Сергей Смоленцев