Бизнес-переселенцы: а мы крепчаем!
Украинскому бизнесу, потерявшему активы в Крыму и на Донбассе, необходима комплексная государственная поддержка
Вчера БИЗНЕС и Украинская Бизнес Ассоциация (УБА) при поддержке Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства провели второй за последние более чем полгода «круглый стол» относительно государственной поддержки украинского бизнеса, потерявшего свои активы в Крыму и на Донбассе. С возмущением вынуждены констатировать - с тех пор никаких существенных изменений в плане стимулирования бизнеса и решения проблем бизнес-переселенцев не произошло. Наоборот, появляются новые негативные тенденции, переломать которые может только комплексный законодательный акт, направленный на решение проблем предприятий, не по свой воле и на свой счет переместивших производство и работников из временно оккупированных территорий. Принудить же законодателей к работе может и должен сам украинский бизнес.
Что имеем
О масштабах проблемы свидетельствуют цифры, приведенные на «круглом столе» президентом УБА и шеф-редактором БИЗНЕСа Владимиром Чеповым: вследствие боевых действий на счетах в банках зависло не менее 130 млрд грн., а суммы невозмещенного НДС составляют не менее 40 млрд грн. О том, как правовая неопределенность сказывается на хозяйственной деятельности отдельно взятого предприятия, рассказал Артем Горянин, заместитель директора по правовому обеспечению ПАО «Донбассэнерго». Компания продолжает поставлять электроэнергию на оккупированные территории Донбасса, что с гуманитарной точки зрения, видимо, оправданно - на этих территориях ведь живут граждане Украины. Но вот как объяснить тот факт, что в силу таких исключительных обстоятельств только налоговый долг предприятия составляет 700 млн грн., и государство палец о палец не ударило, чтобы реструктуризировать его, не говоря уже о списании? Это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что руководителей предприятий, выбивающих разрешения на вывоз оставшегося оборудования и людей органы СБУ чохом подозревают в способствовании терроризму. Вместо того, чтобы четко определить правовой статус таких предприятий, законодатели пока что выбирают путь наименьшего сопротивления. Например, Законом №1669 от 02.09.14 г. «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» для предприятий, находящихся или перемещенных из зоны АТО, были предусмотрены льготы по уплате ЕСВ. Но действие распоряжения Кабмина №1053-р от 30.10.14 г., которым утвержден перечень населенных пунктов, на территории которых проводилась АТО, было приостановлено и руководителям предприятий пришлось путем длительной процедуры выбивать в ТПП сертификаты, свидетельствующие о форс-мажорных обстоятельствах. Вместо того, чтобы облегчить процедуру, законодатели в конце 2015 г. просто-напросто убрали норму относительно льгот по уплате ЕСВ из Закона №1669!
Новые «веяния»
Весьма прискорбно, что сегодня потеря активов, как форс-мажорный случай, не рассматривается судами, государственными органами и государственными банками, задействованными в финансировании корпоративного сектора.
Станислав Степченко, директор по региональному развитию Lauffer Group, отметил, что суды игнорируют форс-мажор и принимают неправосудные, а зачастую и «заказные» решения. В частности, 18 апреля 2016 г. на территорию Славянского масложирового комбината в очередной раз попытались зайти представители Ощадбанка, заявляя претензии на недвижимое имущество комбината в качестве возмещения по кредиту. «При этом судебные решения подтверждают, что право собственности на имущество Славянского комбината принадлежит ТК «Урожай» и Lauffer Group. В частности, согласно решению Киевского районного суда г. Донецка от 26.05.14 г., имущество комбината не является предметом залога или ипотеки, соответственно на него не может быть наложено взыскание. Это же решение обязывает устранить препятствия в осуществлении права собственности Lauffer Group на имущество. Документ также накладывает запрет на отчуждение недвижимого имущества и взыскание средств с предприятия», - отметил Степченко. Данное решение судами апелляционной и кассационной инстанций было признано правомерным.
Тем не менее Ощадбанк не только не оставляет попыток завладеть собственностью на основании неправосудных решений, оспариваемых компанией, но и задним числом вносит данные в реестр, согласно которым он якобы является собственником актива. «Ключевые вопросы в этом деле - почему Ощадбанк не соглашается на реструктуризацию кредита и не хочет дождаться решений судов и окончания расследований правоохранительных органов, инициированных в отношении банка, - отметил Станислав Степченко. - Несмотря на неправомерность требований в отношении Славянского комбината, компания не отказывается от обязательств. Мы восемь раз обращались в банк с предложениями о реструктуризации! Более того, банк идет дальше и пробует сдать в аренду не принадлежащий ему завод за 700 тыс. грн. в месяц. Арендатором выступает никому неизвестная фирма «СФС Трейд». После того, как этот факт был обнародован, банк стал говорить о том, что действующих договоров аренды нет. Но если таким путем банк хочет компенсировать кредит, то ему понадобится на это 70 лет!».
Стоит отметить, что до 2014 г. Lauffer Group была безусловным лидером производства в Крыму и в Донецкой области. Примерная оценка имущественных потерь компании в результате аннексии Крыма и оккупации территорий на востоке составляет около 3 млрд грн. Эти активы могли бы генерировать до 1,5 млрд грн. дополнительных доходов в год. Ощадбанк же, используя ситуацию, не пошел забирать активы в Донецке, а претендует на предприятие, расположенное на подконтрольной Украине территории. Более того, комбинат, как уже упоминалось выше, не мог быть передан в залог вообще. «Почему не дать бизнесу сделать вдох и не пойти на реструктуризацию кредита и получить процентный доход от этого шага? Это вопрос исключительно политической воли»,? считает Роман Байрак, руководитель холдинга Сommodity Lauffer Group. К тому же Славянск - особый город и люди, пережившие оккупацию, не должны быть свидетелями конфликта такого рода. «Предприятие обеспечивает рабочими местами около 400 человек. Это хлеб - для каждого жителя Славянска, где вопрос занятости стоит очень остро. Не говоря уже о том, что комбинат имеет стратегическое значение не только для региона, но и для страны. Важно сохранить завод в рабочем состоянии. Сложившаяся ситуация может повлиять на поставки сырья, что приведет к простою предприятия. А любой простой в таких условиях может привести к самому худшему - задержке заработных плат сотрудникам. Ни банк, ни какие-либо непрофильные управленцы таким активом управлять не смогут и не должны. Тем более что и оснований для этого не имеют», - подытожил Роман Байрак.
Виктор Литвинов, эксперт Центра правозащитных и законодательных инициатив, призвал Ощадбанк вернуться в цивилизованное правовое русло. « Работники завода неоднократно выходили на акции протеста, организовывали пикеты в защиту предприятия. Существуют неопровержимые решения судов, которые свидетельствуют, что завод принадлежит ТК «Урожай» и которые запрещают передачу в залог собственности предприятия. Несмотря на это, госбанк осуществляет вооруженные попытки захвата предприятия. Люди подвергаются реальной опасности, - говорит Виктор Литвинов. - К сожалению, суды, полиция и органы власти в данной ситуации бездействуют. Все устали от постоянных выпадов со стороны «Ощадбанка».
Выход из ситуации
Виктор Галасюк, председатель Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства, предложил предпринимателям составить техническое задание - своего рода комплексный документ, который мог бы лечь в основу Закона о комплексной государственной поддержке украинского бизнеса, потерявшего свои активы в Крыму и Донбассе. Почему именно комплексного? Как отметил народный депутат Алексей Рябчин, в парламенте «гуляет» немало законопроектов относительно содействию бизнес-переселенцам, однако они, как правило, лоббируют интересы отдельных групп, а потому имеют мало шансов быть рассмотренными Верховной Радой. Собственно, вариант для составления комплексного технического задания уже есть - на «круглом столе» был презентован пакет законопроектов, предварительно получивших одобрение в Комитете ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности. Наиболее важный из них - об особенностях выполнения кредитных обязательств на временно неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей, который вводит мораторий на требования банков и кредиторов, норму о реструктуризации задолженности и т. п. В свою очередь Игорь Головань, управляющий партнер адвокатского объединения «Головань и Партнеры», посоветовал предпринимателям инициировать возбуждение уголовных производств по факту потери активов и добиваться признания себя потерпевшей стороной. Это позволит, во-первых, добиться четкой оценки активов и, во-вторых, сделает невозможным отчуждение имущества таких предприятий, в том числе в качестве возмещения по кредитным долгам. Но пока что этой возможностью воспользовались немногие предприниматели.
Фото Геннадия Минченко