Тузловские лиманы: райская природа и рыбАДские страсти
Шесть лет назад почти 28 тысяч гектаров уникальной причерноморской территории в Одесской области получили статус национального природного парка "Тузловские лиманы".
С тех пор не проходило ни одного сезона, чтобы название парка не мелькнуло в громких заголовках новостей: то браконьеры беснуются, то бизнесмены собираются оттяпать кусочек землицы, то военные полигон собираются организовывать.
Особенно накалились страсти после того, как в декабре 2015 года директором парка стал известный одесский ученый, доктор биологических наук Иван Русев. Принципиальная позиция эколога - как кость в горле для местной элиты, долгие годы эксплуатировавшей природные и заповедные ресурсы лиманов.
До его назначения "Думская" участвовала в рейде по поимке браконьеров в парке "Тузловские лиманы". Увы, с тех пор ситуация практически не изменилась. Мы убедились в этом сами, побывав на уникальных лиманах еще раз.
КАПИТАЛЬНЫЕ НАХАЛСТРОИ
Проблем у нацпарка - вагон и маленькая тележка, и браконьерская ловля, как ни странно, - не самая большая. Из-за многолетнего отсутствия утвержденного плана зонирования территории, который четко пропишет границы зон с различной степенью антропогенной нагрузки, наступление на экосистемы лиманов идет сразу по нескольким позициям. Показательна в этом смысле ситуация возле села Приморское, а точнее на курорте Рассейка, расположенном на берегу озера Малый Сасык.
В прошлом году это место посетили более 25 тысяч отдыхающих. А этим летом местные предприниматели ждут в два раза больше гостей. И как следствие, земли, где разрешены только временные строения, начинают обрастать вполне себе капитальными гостиницами и особняками.
Нашему взору открылось такое контрастное соседство на озере: красавец лебедь, ревностно охраняющий свежую кладку в небольшой заводи, и стройка нового коттеджа, которая ударными темпами идет в двадцати метрах от гнезда прекрасной птицы. Или вот еще: над головой проносятся, возвращаясь из Африки, розовые пеликаны, а между зарослями тростника плещется пластиковая тара от слабоалкогольных напитков.
"Наглость владельцев этих коттеджей не знает границ, - констатирует представитель общественной организации "Видродження" Елена Власенко. - Прошлым летом один из владельцев решил нарастить свою территорию, подсыпав в озеро Малый Сасык строительный мусор".
Общественница пояснила, что сельский совет который год подряд раздает в аренду земельные участки, примыкающие к лиманам. Участки дробятся и сдаются в субаренду под строительство дач. Скажем, почти гектар берега в рекреационной зоне Рассейки был передан ООО "Татар-Бунар", одним из учредителей которого совершенно случайно является родной брат начальника Татарбунарского райотдела Госгеокадастра. Сейчас на этой земле, как грибы после дождя, растут частные коттеджи.
По словам Елены Власенко, рекреационные зоны, расположенные на территории национального парка, начисто лишены центрального водоотведения и канализации. В результате стоки из выгребных ям сливаются в лиманы, нанося непоправимый вред сложившимся экосистемам.
Член совета предпринимателей курорта "Кантранка" Надежда Ткаченко подтверждает слова Власенко:
"Во всем мире пытаются развивать свой туристический потенциал, а у нас заняты только собственным обогащением. Деньги, которые мы выплачиваем сельсовету за аренду, не вкладываются в развитие курортов. Мы готовы помочь и канализацией, и водопроводом, но местные власти в этом не заинтересованы. Им гораздо выгодней собирать дань за вывоз нечистот".
СВИНЬИ, ВОРЫ, БРАКОНЬЕРЫ
Культура отдыхающих также оставляет желать лучшего. Огромные пляжи, величине которых позавидовала бы Затока, усеяны бытовым мусором. Бутылки здесь везде: на песке, в воде, в зарослях. Среди мусора вьют гнезда редкие виды птиц и прячутся ящерицы.
Еще одна проблема - воровство песка. Его вывозят грузовиками на глазах у всех, в том числе пограничников, пункт технического наблюдения которых находится в 20 метрах от нелегального "песчаного карьера".
С морского пляжа перемещаемся на озеро Шаганы, где в прошлый наш рейд сотрудники экоинспекции изъяли несколько десятков браконьерских сетей. Несмотря на полный запрет вылова рыбы, который действует по всей Украины до середины мая, местные рыбаки продолжают ставить здесь свои вентери.
Как писала "Думская", противостояние сотрудников национального парка и местных жителей едва не закончилось массовым побоищем. Рыбаки пытались силой отбить конфискованные сети. В результате пострадала девушка-активистка, а накал страстей смогли снизить только майский ливень и полиция.
Ситуация практически патовая. Заложниками бесхребетности Министерства экологии и чиновников "Одессарыбхоза", которые не выдают разрешения на вылов рыбы, оказались как рыбаки, так и сотрудники национального парка. Первым нечем кормить свои семьи, а вторые обязаны реагировать на нарушения природоохранного законодательства.
Директор парка Иван Русев отмечает, что прежняя администрация парка крышевала браконьеров, брала деньги за возможность беспрепятственно нарушать закон. И такое положение дел устраивало местных князьков, на которых за бесценок вынуждены были работать местные рыбаки.
И если в ближайшее время власти не завершат зонирование территории "Тузловских лиманов", организовав на ней цивилизованную хоздеятельность, дело может закончиться плачевно. Как признался "Думской" один из инспекторов парка, не так давно местные перешли от угроз к действию: месяц назад его специально сбили, когда он ехал на работу на своем мопеде. При этом полиция принимать заявление отказалась.
Чтобы решить проблему и погасить конфликты, администрация парка разработала уникальный для Украины проект правил традиционного рыболова. Сейчас он ждет утверждения в министерстве.
"Мы предлагаем рыбакам, которые говорят, что рыбалка - это единственный способ прокормить семью, ставить только один вентерь, - говорит Иван Русев. - Это должен быть вылов без права продажи. Решение нужно принять в течение месяца, в противном случае местное население не выдержит".
Автор - Александр Гиманов