13 мая. Памятные даты
Сегодня день памяти Валерия Лобановского, украинского спортсмена и футбольного тренера.
Имя Валерия Васильевича Лобановского (1939-2002) знают даже люди очень далекие от спорта. Именно благодаря его таланту киевское "Динамо" более 20 лет было символом украинского футбола. Кто не помнит его крепкую фигуру на тренерской (как раскаленной) скамье во время футбольного матча в медитативном раскачивании? Аскетическое лицо, крепко сжатые губы, усталые глаза под белесыми ресницами. Между тем, почти 2-метрового Лобановского в молодости болельщики называли "балериной". Это были 60-е годы, он играл тогда крайним левым в киевском "Динамо", был чрезвычайно техническим и тонким игроком и имел только ему присущий рисунок дриблинга. Стадион гудел, когда Лобановский шел к угловому флажку. Угловые в его исполнении считались половиной гола. В 1961 году киевляне стали чемпионами страны, то было эпохальное событие - впервые была нарушена гегемония московских клубов. Кстати, решающий мяч главному конкуренту - московским торпедовцам, был забит Валерием Лобановским именно после подачи углового за 5 минут до конца игры. После прихода в "Динамо" нового тренера Виктора Маслова в 1964 году, Лобановский перестал попадать в основной состав. Взгляды тренера и футболиста разошлись. "На разборах игр, - вспоминает Виктор Каневский - все кипятились, показывали друг другу, где кто ошибся, неправильно сыграл, а он раскачивался (уже тогда), слушал, что ему говорят, и делал, что хотел". О Лобановском можно рассказывать вечность. И как о футболисте, и как о тренере. Ему удалось дважды зажечь звезду киевского "Динамо". Сначала в 70-80-х, а затем в конце 90-х, когда он вернулся с ближневосточного затворничества и снова возглавил динамовцев. Впервые главным тренером "Динамо" Лобановский стал в 1973 году. За год работы он достиг столько, как никто из других великих тренеров советского футбола, начиная от Аркадьева и заканчивая Бесковым. После феерического финала и победы со счетом 3:0 над венгерским "Ференцварошем" в розыгрыше Кубка кубков в 1975 году, апофеозом украинского футбола, для киевлян стал розыгрыш Суперкубка того же года, когда они в двух матчах разбили легендарную мюнхенскую "Баварию" во главе с чемпионами мира Мюллером и Беккенбауэром. Пожалуй, никогда за всю историю советского футбола не было клуба, который бы громил своих соперников с таким рвением. Можно вспомнить матчи динамовцев с венским "Рапидом" (4:1 и 5:1), пражской "Дуклой" (3:0); разгром (через 2 недели после Чернобыльской катастрофы) лидера испанского футбола мадридского "Атлетико" (3:0). Киевляне семь раз становились чемпионами СССР (1974, 1975, 1977, 1980, 1981, 1985, 1986), шесть раз - обладателями Кубка страны (1974, 1978, 1982, 1985, 1987, 1990), выигрывали Кубок кубков (1975 и 1986), европейский Суперкубок (1975). С 1996 года Лобановский вновь возглавил киевское "Динамо". Конечно, у многих возникали сравнения: Шевченко - с Блохиным, Реброва - с Белановым, Калитвинцева - с Колотовым или Буряком... Их сравнивали - кто лучше играет? Они были разными, но в чем-то похожими - эти две незабываемые команды "Динамо" Валерия Лобановского. Таким же незабываемым остается и он сам - заядлый максималист, реформатор украинского футбола - Тренер.
В Португалии и ряде европейских стран - День Пресвятой Девы Марии Фатимской. Отмечается в память видений с 13 мая по октябрь 1917 года Божьей Матери трем пастушкам с португальского городка Фатима, которые услышали из уст Девы Марии пророчества о дальнейшей судьбе мира. В 2002 году культ Фатимской Божьей Матери был официально утвержден Римско-католической церковью; в Фатиме был построен храм, ставший центром христианского паломничества.
События дня: 110 лет назад (1906) ректор Сорбонны назначил профессором факультета естествознания Марию Кюри; она стала первой женщиной в истории французской высшей школы, получившей профессорскую кафедру.
лет назад (1981) турецкий террорист, член экстремистской организации "Серые волки" Мехмет Али Агджа совершил покушение на главу Римско-католической церкви Папу Римского Иоанна Павла II. Дело о покушении слушали в Италии, где состоялось три процесса (в частности, расследовался и "болгарский след" - дело Сергея Антонова, оправданного в марте 1986). В июне 2000 года Али Агджа был помилован президентом Италии Карло Чампи и передан Турции, где он отбывал наказание за другие преступления. В январе 2010 года его освободили из турецкой тюрьмы. За время своего заключения турецкий террорист изменил религию, осуществив переход из мусульманства в католицизм. После выхода на свободу он изъявил желание переехать в Польшу и доживать на родине Папы Иоанна Павла II. Последний, как известно, в 1983 году посетил Агджу в тюрьме, и после продолжительной беседы простил его. Но даже много лет спустя, многие обстоятельства тех событий остаются невыясненными.
Юбилеи дня: 167 лет со дня рождения Панаса Мирного (наст. - Рудченко Афанасий Яковлевич; 1849-1920), украинского писателя, общественно-культурного деятеля. Автор романов "Разве ревут волы, когда ясли полны?", "Гулящая", повестей "Голодная воля", "Горе давнее и нынешнее", драмы "Лымеривна", "Сказки о Правде и Обиде", рассказов, очерков. При советской власти писателя непременно называли "революционером-демократом", хотя сам Панас Мирный основным критерием творчества считал жизненную правду ("Рассказывай людям просто и правдиво", - писал он), и к революционному движению не имел никакого отношения. С 1871 года и до конца своей жизни жил в Полтаве, работал в губернском казначействе и казенной палате, был действительным статским советником, что в царской России равнялось военному чину генерала. Неоднократно исполнял обязанности управляющего Полтавской казенной палаты, то есть занимал одну из важнейших должностей в губернии. "Высочайшими" распоряжениями он был "удостоен многих чинов и орденов". Конечно, достиг он всего этого не сразу - смолоду приходилось ради куска хлеба сидеть в "грязной, прокуренной табаком, покрытой киптягой от желтых ламп и бумажной пылью и паутиной казенной комнате" трудно работать по счетами.
лет со дня рождения Харви Кейтеля (1939), одного из самых известных и талантливых американских киноактеров. Сейчас занимается и продюсерской деятельностью. Известен, прежде всего, по киноролям в фильмах Мартина Скорсезе ("Кто стучится в дверь", "Алиса здесь больше не живет", "Таксист", "Последнее искушение Христа") и Квентина Тарантино ("Бешеные псы", "Криминальное чтиво", где Харви Кейтель стал, по сути, "лицом" этих кинолент), "Багси", "Плохой лейтенант", "Пианино" ("Золотая пальмовая ветвь" Каннского МКФ), "Взгляд Улисса" Тео Ангелопулоса, "Мнения сторон" Иштвана Сабо и др. Именно Харви Кейтель должен был сниматься в "Апокалипсисе сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы, но роль капитана Уилларда, в конце концов, сыграл Мартин Шин. Кейтель достаточно долго был наравне с Робертом Де Ниро одним из самых любимых актеров Мартина Скорсезе, пока легендарный режиссер не предпочел молодого Ди Каприо. Впрочем, неважно, что Кейтель ощутимо проигрывает другим актерам внешностью и возрастом - берет он другим - блестящей и неповторимой актерской игрой. В этом можно убедиться, посмотрев такие диаметрально противоположные фильмы, как, например культовый "Бешеные псы" Тарантино, где Кейтель играет бандита по кличке "мистер Белый" и очень атмосферную мелодраму австралийки Джейн Кэмпион "Пианино".
лет со дня рождения Людмилы Ярославны Демченко (Свинтицкая; 1957), известного украинского историка, архивиста, палеографа, археографа, заслуженного работника культуры Украины. С 1975 года работает в Центральном государственном историческом архиве Украины; с 1999 - заместитель директора. Научные труды касаются дипломатики, археографии и палеографии украинского акта XVI-XVII вв., ментальности украинской элиты XVI в. Одна из составителей серии документальных сборников по истории рабочего и крестьянского движения в Украине середины XVII - начала ХХ в., корпусного издания "Архив Коша Новой Запорожской Сечи" (2000), издания "Русская (Волынская) Метрика" (2002) и др.
Годовщина смерти: 100 лет со дня смерти Шолом-Алейхема (наст. - Рабинович Шлем Нохумович; 1859-1916), известного еврейского писателя. Писал преимущественно на идише. Родился в Переяславе Полтавской губернии (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской обл.), до 1905 года жил в Украине. Впоследствии уехал в США. Наиболее известны повести "Тевье-молочник", "Мальчик Мотл", рассказы. Псевдонимом (который дословно означает "Мир вам!" - традиционное еврейское приветствие) подписался в 1883 году под рассказом "Выборы". "Герои Шолом-Алейхема! Все неизмеримые противоречия эпохи, все ее гигантские конфликты, ее огромные бури, ее глыборазрушающие землетрясения, ее беспощадные битвы, что разъединили, разметали, разорвали их судьбы так, что они стали неузнаваемы, несопоставимы и все-таки могущественны, пусть и незримыми нитями связаны с тем миром, дыхание которого мы слышим, склоняясь над страницами Шолом-Алейхемовских книг. Бессмертная человечность наполняет их, и никакими расистскими пулями ее не убить, никакими антисемитскими выкриками ее не заглушить, никаким кладбищенским пеплом ее не скрыть. Великий человек говорит людям простые человеческие слова, - вслушаемся в них с любовью и трепетом! С достойным вниманием развернем книги писателя, имя которого предвещает нам - "Мир вам!"" (Николай Бажан).
года назад в Харькове, в доме писателей "Слово" покончил жизнь самоубийством Николай Хвылевой (Николай Григорьевич Фитилев; 1893-1933), украинский писатель, историософ, главный деятель украинского возрождения 20-х годов ХХ века, один из оппонентов Москвы. Автор острополемических памфлетов "Камо грядеши", "Мысли против течения", "Украина или Малороссия?"; рассказов, новелл, стихов. Николай Волновой - один из основателей художественной элитарной организации украинских писателей ВАПЛИТЕ, где было сосредоточено большинство из талантливых в то время художников. Успех к Хвылевому пришел после выхода в свет прозаического сборника "Синие этюды" (1923), который стилистически и тематически начал новое модерновое течение в украинской литературе. Он был самым популярным украинским советским прозаиком своего времени. Академик Александр Иванович Белецкий назвал Хвылевого "основоположником настоящей новой украинской прозы". Московских идеологов, призывающих "ходить строем и петь хором", чрезвычайно беспокоила и раздражала деятельность Николая Хвылевого, ведь он четко сформулировал ключевые "болевые точки" отношений со "старшим братом" - во-первых, никакого "старшего брата" он не признавал, выступая за равноправные отношения между государствами во всех сферах; во-вторых, по его мнению, украинское искусство должно участвовать в мировом, в первую очередь западноевропейском искусстве, а еще Россия должна прекратить гегемонию в Украине, отойдя в свои этнографические границы, ведь, так же, как Россия самостоятельное государство, самостоятельной является и Украина. Кремль боялся, что опасные лозунги "Прочь от Москвы" и "курс на Европу" распространятся и на другие советские республики, поэтому начал на Хвылевого настоящую охоту. На момент смерти писателю было всего 39 лет. Можно сказать, что это было демонстративное и протестное самоубийство - жизнелюб, влюбленный в человека и художественное слово, он не мог дальше жить в идеологической духоте московского тоталитаризма. А тогда и действительно были страшные времена - между Голодомором и новыми политическими чистками. Тогдашние времена не давали таким людям как Хвылевой ни единого шанса. И он сам выбрал свою смерть.