Как заработать на авиарынке: уроки Коломойского
Украинская гражданская авиация как, впрочем, и другие отрасли, ощутила на себе все тяготы и лишения последних лет. С рынка авиаперевозок начали уходить иностранные авиакомпании, часть украинских операторов прекратили свою производственную деятельность и, как следствие, общие объемы авиаперевозок резко снизились.
Отдельным олигархическим структурам, к слову, удается не только сохранить бизнес, но и заработать. Моральный аспект этого экономического чуда можно обсуждать. Кто-то скажет, что деньги заработаны на людском несчастье, войне и коррумпированности государства.
Арону Майбергу медиа дают статус «серого кардинала» украинской авиации. Не без его влияния была обескровлена и признана банкротом национальная авиакомпания «Авиалинии Украины». За долги которой пришлось «отдуваться» государству и простым служащим авиакомпании. Экономически грамотный, но вызывающий моральные вопросы, подход Арона Майберга и партнеров к ведению бизнеса помог «раздуть» бизнес авиакомпании «Аэросвит» до заоблачных высот, и вовремя «сбагрить» ее партнерам.
Результат - банкротство авиапредприятия, обманутые работники авиакомпании и партнеры по всему миру и неизвестно где исчезнувшие средства (а это, по оценкам экспертов около $500 млн).
Г-н Майберг в это время выкупает акции МАУ в ЕБРР, по очень низкой цене, государственные акции в ФГИУ и, в итоге, получает полный контроль над «Международными авиалиниями Украины», ставшей к тому времени крупнейшей авиакомпанией страны. По информации некоторых экспертов, деньги за эти акции Майберг должен Фонду госимущества до сих пор.
Затем схема повторилась - началось «раскручивание» бизнеса авиакомпании, лоббирование своих ставленников на руководящие должности в Госавиаслужбе (Д. Антонюк), Министерстве инфраструктуры (В. Шульмейстер), аэропорту «Борисполь» (А. Качанов, А. Борисюк и, наконец, Е. Дыхне), новые попытки подчинить себе, а потом и «прихватизировать» одно из наиболее успешных государственных предприятий отрасли - аэропорт «Борисполь».
Объединив усилия группы «Приват» с олигархами Одессы, А. Майберг ставит перед собой цель поставить на руководящие должности своих людей не только в «Борисполе», но и в «Украэрорухе», т. е. в главных, определяющих предприятиях гражданской авиации Украины.
Генеральным директором аэропорта «Борисполь» назначается С. Гомболевский - профессионал высокого уровня, правда, уже работавший в структурах одесских олигархов в Одесском аэропорту. Группа «Приват» начинает диктовать ему особые условия работы с авиакомпанией МАУ, требуя для перевозчика баснословные скидки. Когда С. Гомболевский категорически отказался делать это, долги МАУ перед аэропортом начали катастрофически расти, перевалив за 300 млн. грн.
В свою очередь, А. Майберг через суды, пользуясь несовершенством украинского законодательства, протащил решение, обязывающее аэропорт все-таки предоставить скидки путем подписания дополнительных договоров. Когда С. Гомболевский отказался выполнить и эти решения, в дело вмешались уже министр инфраструктуры М. Бурбак и, даже, сам Премьер-министр Украины А. Яценюк. Последовала команда немедленно уволить мятежного директора, и С. Гомболевский, не дожидаясь развязки, написал заявление на увольнение по собственному желанию. А вот долги МАУ были пересчитаны задним числом и просто «исчезли».
Следующий руководитель «Борисполя» лояльный к олигарху Коломойскому Е. Дыхне - был назначен и. о. генерального директора аэропорта. Таким образом «решалы» обошли обязательную после Революции Достоинства процедуру конкурсного отбора.
Дело в том, что конкурс на должность проводился уже дважды. Первый был заблокирован судом г. Днепропетровска. В ходе второго конкурса Е. Дыхне на заседании конкурсной комиссии показал настолько слабые знания финансов и экономики предприятия, что комиссия не решилась включить его даже в ограниченный список претендентов. Победителем конкурса номинационный комитет признал Ю. Солончука, возглавляющего государственную авиакомпанию «Украина». К сожалению, его назначение на должность блокируется политиками и чиновниками, близкими к «ПРИВАТУ».
С «Украэрорухом», кстати, поступили еще проще. На должность генерального директора приказом тогдашнего министра инфраструктуры М. Бурбака был назначен Д. Бабийчук, известный специалист в авиации, но... подлежащий люстрации. Дело в том, что г-н Бабийчук более года проработал зам. председателя Госавиаслужбы при беглом президенте Викторе Януковиче.
Мало того, что новый руководитель «Украэроруха» был назначен без конкурса, но еще и на предприятие, которое ранее было в его подчинении. Несмотря на протесты коллектива, Д. Бабийчук продолжает работать с «олигархического» благословения под защитой Мининфраструктуры и Кабмина.
Но вернемся к новому руководителю главного аэропорта страны. Е. Дыхне. Железнодорожник по специальности, он, хоть и не выделяется опытом и профессионализмом в авиационном деле, имеет два неоспоримых «преимущества». Во-первых, он земляк Арона Майберга. А, во-вторых, «успешно» сдал экзамен по руководству «Львовскими авиалиниями», распродав все, что было можно, в т. ч. и популярные на тот момент самолеты ЯК-42, доведя авиакомпанию до банкротства. После чего был уволен тогдашним министром транспорта И. Винским за профнепригодность.
Теперь остановимся на деятельности г-на Дыхне в роли исполняющего обязанности генерального директора аэропорта «Борисполь».
Вышеупомянутые дополнительные соглашения, предоставляющие скидки авиакомпании МАУ, действуют и сейчас. Благодаря этому, только в 2015 г. эта частная структура дополнительно получила льгот от «Борисполя» более, чем на $34 млн! Вы можете себе представить, чтобы в условиях войны государственная структура делала такие царские подарки частным лицам?
Чтобы уменьшить риски, связанные с неустойчивостью отечественной банковской системы, Мининфраструктуры рекомендовало госпредприятиям размещать свои средства в государственных же банках.
Руководство «Борисполя» проигнорировало эти требования и разместило 190 млн. грн в двух частных банках - «Финансы и кредит» и «Национальный кредит». Когда оба банка прекратили свою операционную деятельность, деньги бесследно исчезли... Но руководитель аэропорта никакого наказания за свои действия не понес.
Неутешительными являются и результаты производственной деятельности предприятия. Несмотря на кажущийся рост и благополучие финансовых показателей в национальной валюте, в 2015 г. реальные доходы аэропорта в долларах США упали на $44,73 млн. по сравнению с 2013 г. Показательно, что цифры падения сопоставимы с объемами льгот, предоставленных аэропортом авиакомпании МАУ.
Следует учитывать, что аэропорт около 80% своих доходов получает в иностранной валюте, а посему стремительный рост курса гривны к доллару США и евро обеспечил фиктивный рост финансовых показателей.
Отдельное внимание следует уделить отношениям, сложившимся между руководителем и коллективом аэропорта. Заняв новую должность, Е. Дыхне сразу решил оптимизировать структуру предприятия (что само по себе и неплохо). Но, увы, под «оптимизацию», т. е. ликвидацию и сокращение, попали именно те структуры, которые могли составить конкуренцию аналогичным структурам МАУ.
Так, была сокращена служба наземного обслуживания, на закупку оборудования для которой аэропортом было потрачено десятки миллионов долларов денег налогоплательщиков. В «копеечку» влетели подготовка и обучение персонала. Секрет в том, что А. Майберг имеет свою аналогичную компанию - «Интеравиа» (бывший «Swissport», в свое время «отжатый» у швейцарской фирмы).
Нельзя также не остановиться и на истории с ангарным комплексом аэропорта, который является единственным в Украине. Им пользовались для выполнения сложных форм технического обслуживания самолетов западного производства (Airbus, Boeing) все авиакомпании, оплачивая почасовую аренду комплекса. Новый руководитель «Борисполя» сдал его в аренду МАУ эксклюзивно на 10 (!) лет. В результате, все авиакомпании вынуждены идти на поклон к своему конкуренту, фактически платя ему субаренду.
Не случайно, отечественные операторы авиарынка обратились в АМКУ, ФГИУ и Мининфраструктуры с жалобой на несоблюдение условий прозрачности проведения тендера, в результате которого уникальный ангар был отдан МАУ. Ведь в условиях тендера были прописаны требования, заведомо исключающие его выигрыш какой-либо другой авиакомпанией, кроме МАУ (условия базирования в аэропорту «Борисполь» и наличия более 10 воздушных судов соответствовали только этой компании).
Но, искушенные в таких делах чиновники, не нашли ничего лучшего как отфутболивать жалобы, отказываясь от ответственности за действия руководителей «Борисполя» и переводя стрелки друг на друга.
Очевидно, что нахождение Е. Дыхне на должности руководителя аэропорта каждый день приносит огромные доходы МАУ и снижение прибыли (если не убытки) государственному предприятию. К тому же, кроме уже существующих ежедневных финансовых потерь, есть и реальная угроза подписания новых кабальных договоров с МАУ, из которых потом будет очень трудно выбраться без потерь.
Поэтому, ведущие общественные авиаорганизации - «Ассоциация аэропортов Украины» и «Ассоциация авиакомпаний Украины», обращались к действующему на то время Премьер-министру Украины А. Яценюку с просьбой немедленно назначить Ю. Солончука, победившего на конкурсе, новым генеральным директором аэропорта «Борисполь».
Но время идет. Арон Майберг и группа «ПРИВАТ» продолжают хозяйничать в аэропорту «Борисполь», вымывая финансовые средства государственного предприятия. При этом, нужно отметить, что собственники авиакомпании МАУ особенно и не скрывают свои коррупционные схемы, уверовав в свою безнаказанность.
Так, если проанализировать платежи авиакомпаний аэропорта за обслуживание каждого пассажира, то окажется, что они составляют около 800 грн. за одного пассажира, как для иностранных, так и для украинских авиакомпаний, выполняющих внутренние и международные авиарейсы. Но это правило «почему-то» не касается авиакомпании МАУ, которая платит всего 405 грн за пассажира, т. е. имеет более чем 50%-ную скидку.
Аналогичная ситуация и с платежами за трансферных пассажиров. Собирая с пассажиров аэропортовый пассажирский сбор в полном объеме ($17), МАУ, в отличие от всех других авиакомпаний, платит аэропорту за трансферного пассажира только 50%, оставляя вторую половину этой суммы себе. Но господину Майбергу и этого мало. По информации сотрудников аэропорта, к трансферным в МАУ относят даже тех пассажиров, которые осуществляют трансферную пересадку в других аэропортах, не в «Борисполе»! Таким образом, опасения авиационной общественности Украины, что скоро аэропорт будет финансировать частную авиакомпанию, на самом деле, реализуется по самому худшему сценарию.
Авиационная общественность уверена, что как для Антимонопольного комитета, так и для НАБУ и других силовых структур здесь непочатый край работы.
Реализуя свои планы по аэропорту «Борисполь» и «Украероруху», группа «ПРИВАТ» не забывает и о «развитии» других аэропортов Украины. Еще во времена Януковича-Азарова они проталкивали идею забрать у аэропортов аэродромы, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и создать новое предприятие «Администрация Аэропортов Украины».
Идея сама по себе имеет значительно больше недостатков, чем преимуществ, но при Януковиче посчитали, что через такое предприятие можно «отмыть» бюджетные деньги, выделяя их на ремонт тех или иных взлетно-посадочных полос, закапывая средства в земляные работы, бетонные сооружения и т. д.
Но тут грянула Революция Достоинства, идею отложили в сторону, но не забыли. Как только вышел Указ Президента Украины о подготовке планов по развитию авиационной отрасли, к ней опять вернулись. Поскольку у руководства «Украерорухом» теперь стоят «свои люди», родилась идея о передаче всех аэродромных комплексов этому предприятию.
Тут же состоялось заседание соответствующей комиссии Мининфраструктуры Украины под руководством тогдашнего заместителя министра (а ныне - министра инфраструктуры) В. Омеляна, которая подтвердила необходимость реализации этой «блестящей» идеи. Кстати, коллектив «Украероруха» выступил категорически против нее.
Сегодня, когда политическая стабильность государства зависит, в том числе, и от аффилированных с Коломойским голосов карманных фракций и депутатов в Верховной Раде, только голос общественности может уберечь государственную собственность от судьбы стать политической «авиарентой» для группы «ПРИВАТ».