Новости и события » Общество » Европейская "референдумомания" приносит больше вреда, чем пользы - The Economist

Европейская "референдумомания" приносит больше вреда, чем пользы - The Economist

Европейская "референдумомания" приносит больше вреда, чем пользы - The Economist

Издание пишет, что увлечение прямой демократией ставит под удар весь проект Евросоюза.

25-летний студент-юрист Ян Герфкенс из Амстердама не захотел голосовать на недавнем нидерландском референдуме по ратификации соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

"У нас уже есть один огромный референдум", - говорит он, намекая на парламентские выборы. Парень считает, что лучше избрать представителей, которые будут заниматься политикой, чем делать это самому. Ведь отказ 61% тех, кто принял участие в голосовании, создал "беспорядок и хаос", с которым теперь надо разбираться правительству.

Герфкенс, похоже, в меньшинстве. Европу захлестнула волна референдумов. Об этом сегодня пишет The Economist, отмечая, что это не очень полезный процесс.

В 1970-х годах в среднем на континенте проходили три референдума каждый год. Теперь их в среднем восемь. И это без учета Швейцарии и Лихтенштейна, у которых очень древняя традиция прямой демократии. Британцы 23 июня будут голосовать, или остаться в их стране в ЕС. Италия в октябре вынесет на референдум изменения в конституцию. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан планирует устроить всенародные голосования относительно политики ЕС в вопросе беженцев. А В Нидерландах активисты тоже готовят референдум на тему подписания соглашения между ЕС, Канадой и США о создании зоны свободной торговли.

Сторонники прямой демократии уверяют, что это хороший способ, потому что он привлекает к решению вопросов граждан и "стимулирует дебаты". В Швейцарии избиратели получают буклеты с большим количеством графики каждый раз, когда идут на участки. Мэтт Квортруп из Coventry University говорит, что после референдума о независимости Шотландии в 2014 году в регионе люди стали больше интересоваться политикой. За эти два года сторонников независимости Шотландии стало больше: с 25 тысяч тогда до 100 тысяч сейчас.

Однако, как отмечает The Economist, все эти референдумы были не только положительным опытом привлечения гражданского общества. Они также обнаружили очень распространенное отчуждение политики и недовольство правящим классом. Поддержка старых политических партий уменьшается в то время, как популисты и евроскептики набирают обороты. Правительствам, которых избиратели считают оторванной от реальности элитой, очень трудно противостоять призывам вынести спорные вопросы на всенародное голосование.

Мишенью на таких референдумах чаще всего становится ЕС. И это не только в Великобритании. Согласно результатам опросов, которые провела компания Ipsos-MORI, 58% итальянцев и 55% французов тоже хотят провести всенародное голосование относительно членства их стран в ЕС. Некоторые референдумы устраивают власти, чтобы уменьшить давление популистов. Так все началось в Великобритании. А проведение других добиваются популисты, которые хотят разорвать связи с ЕС или бороться с общеевропейскими решениями, которые им не нравятся. К примеру, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан таким образом сопротивляется решению Еврокомиссии относительно принятия беженцев. Также евроскептики добились проведения референдума относительно соглашения между ЕС и Украиной.

Издание пишет, что эта "референдумная лихорадка" создала ряд проблем. Во-первых, она усложнила процесс принятия международных соглашений. Обычно договора подписывают правительства и ратифицируют парламенты. И если добавить к этому процессу еще и национальный референдум, принятие решений очень усложнится.

"Теперь почти невозможно предсказать, как 28 стран будут принимать соглашения ЕС", - говорит эксперт центра Carnegie Europe Стефан Лехне. Меньшинство в небольших странах может создать серьезные проблемы для всего Евросоюза. К примеру, лишь 32% голландцев приняли участие в референдуме относительно соглашения с Украиной. Но их решение может подорвать весь европейский проект.

"Европа не может существовать как объединение референдумов", - считает болгарский эксперт Иван Крастев.

Референдумы могут привести к появлению неувязок в политике. Ограниченные взгляды избирателей на проблему может привести к утверждение решений в разных странах, которые будут несочетаемыми. Прямая демократия не может волшебным образом отменить четкую математику.

Либералы в Ирландии приветствовали решение избирателей поддержать на референдуме однополые браки. Но некоторые также заметили, что права человека не могут быть предметом выбора большинства. То, что большинство дает, оно может и отнять.

Тезис, что референдумы оживляют дискуссии в обществе, тоже под вопросом. Из-за широкого и частого применения референдумов, явка за последние 25 лет упала с 71% до 41%. К примеру, в Словакии из 8 референдумов, которые были проведены с 1994 года, только на один пришло больше 50% избирателей. И он касался членства в ЕС. Такая апатия может дорого стоить. Итальянский референдум в апреле не достиг необходимой 50% явки. Но его проведение все равно стоило Риму 300 миллионов евро.

Издание резюмирует, что прямая демократия подходит для решения вопросов, которые в действительности не имеют большого значения. Например, так можно выбирать победителя на Евровидении. Но она совсем не подходит для решения ключевых вопросов страны или целого континента.

Ранее премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, правительство страны начинает переговоры со странами Евросоюза по внесению изменений в соглашение об ассоциации с Украиной. По словам Рютте, власти намерены обсудить соглашение в ЕС и "внести в него изменения в соответствии с пожеланиями тех, кто голосовал против".


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх