Один из самых образованных людей Украины и России, которого не любили окружающие: В.Н. Каразин
«Гражданин должен поступаться интересами частными во имя блага публичного, не должен считаться с опасностью личною, преследуя безопасность общую». В. Н. Каразин
Один из самых образованных людей России первой половины XIX века. Он вошел в науку как разносторонний ученый, автор ряда демократических концепций. Ему принадлежит большая роль в распространении прогрессивных идей в Украине. Современники и потомки сравнивали его деятельность с деятельностью Михаила Ломоносова в России и Бенджамина Франклина в Америке. С 1999 года имя В. Н. Каразина присвоено Харьковскому национальному университету.
Как деятель Каразин безспорно был гением, как личность - весьма своеобразна если не сказать больше. Вспыльчив, впечатлителен, в характере была порывистость, доходящая до несдержанности, которые не могли не отталкивать от него окружающих.
Уже несколько поколений историков посвящали ему свои труды, но их оценки и выводы столь полярны и разноречивы, что едва ли можно говорить об исчерпанности темы1. В одних работах Каразин представал как «бескорыстный идеалист, одушевленный фанатическим желанием добра своим согражданам и непоколебимою верою в возможность нравственного совершенства людей» (Н. К. Шильдер)2, в других - как реакционер и крепостник (А. В. Предтеченс-кий, В. Г. Базанов)3, в третьих - как ученый-энциклопедист, автор выдающихся трудов по естествознанию и сельскому хозяйству, сторонник просвещенной монархии и мудрый советник Александра I, просветитель Слободской Украины и основатель Харьковского университета (Д. И. Багалей, Н. И. Тихий, А. Г. Слю-сарский)4, в четвертых - типажом, достойным гоголевского пера: как лжеученый и «самозваный» основатель университета, фразер, интриган....
Факты
Начало XIX века - это новая веха в русской истории. В 1801 г. на престол вступил император Александр I. В первые годы его царствования было задумано множество проектов и реформ по переустройству России. Для этого Александру нужны были советники. В основном это были бывшие екатерининские вельможи (Д. П. Трощинский, А. А. Беклешев), а также друзья его юности (П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский). Одним из таких молодых друзей был Василий Назарович Каразин.
В области народного просвещения правительство Александра добилось наибольших успехов. Университетская реформа оказалась наиболее продуманной и наиболее последовательной из всех государственных преобразований. Во всех реформах народного образования Василий Назарович Каразин принимал непосредственное участие. Каразин внес большой вклад в работу Комиссии об Училищах, одного из центральных учреждений Министерство Народного Просвещения. Им были подготовлены основные документы по этому ведомству, среди которых - «Предначертание устава об общественном воспитании», определившее первоначальное устройство уездных и губернских училищ, и проект организации Харьковского университета.
Каразин был одним из инициаторов создания первого в Европе Министерства народного образования. По его инициативе в 1803 году в Харькове был основан третий в Российской империи университет.
Каразин широко пользовался дружбой с императором и надоедал государю своевременными и несвоевременными советами, планами, проектами.
Арест
в 1820 г., который по справедливости можно назвать одним из переломных в его судьбе. В этот год Каразин жил в Петербурге, принимал активнейшее участие в общественной и политической жизни страны, что завершилось его арестом.
За год с лишним пребывания в Петербурге Каразин успел как в обществе, так и в глазах властей снискать репутацию «беспокойного человека» и проявить те же отрицательные качества характера, что и прежде обусловили его опалу у императора: злоупотребление чужим доверием, склонность к интригам, доносительству.
В то же время нельзя отказать Каразину в искренности стремления донести до высшей власти те оценки положения в стране, которые он считал истинными, и в этом смысле пребывание в Петербурге явно воздействовало на Каразина, приводя к осознанию глубины кризисного состояния России, чреватого социальными потрясениями и «насильственной переменой правления». Витийствуя об этом как перед правительственными сферами, так и в столичных кружках и обществах, Каразин выступал в роли «Чацкого наоборот», словно не замечая, что его взгляды были гораздо правее, чем у большинства окружавших его людей, в том числе и облеченных властью, а также правее, чем взгляды самого императора. Поэтому советы Каразина не только уже не были нужны Александру I, но и раздражали его.
В критической оценке состояния России Каразин солидаризировался с будущими декабристами, но это было лишь внешнее сходство, поскольку меры по выходу из кризиса у них были разные. Если декабристы и умеренные либералы, вроде гр. М. С. Воронцова, стремились к полной ликвидации крепостного права, то Каразин был убежденным сторонником его сохранения, а единственным злом считал злоупотребление властью помещиков над своими крестьянами. С ликвидацией же крепостного права и привилегированного положения дворянства он связывал неминуемое падение самодержавия и гибель самой российской государственности, что позволяет однозначно охарактеризовать взгляды Каразина как консервативные (и лишь по недоразумению приписанные рядом исследователей к либеральному крылу общества). Свой главный жизненный принцип Каразин формулировал так: «Гражданин должен поступаться интересами частными во имя блага публичного, не должен считаться с опасностью личною, преследуя безопасность общую» и, следуя ему, не мог оставаться равнодушным при виде явных неустройств в жизни родной страны и народа, поплатившись за это арестом и ссылкой.
Вывод
Неудивительно, что сильное влияние Каразина на государя вызвало зависть и злобу придворных. А Александр, который легко и быстро увлекся оригинальной личностью В. Н. Каразина, также легко и быстро способен был охладеть к ней. Именно поэтому Каразин не смог продолжить службу в Министерстве Народного Просвещения, его влияние на окончательные тексты утвержденных законопроектов оказалось невелико.
Каразин не смог даже присутствовать на открытии столь дорогого для него Харьковского университета, на благо которого он несколько лет работал и потратил немалую часть своего имения. Вся последующая жизнь была для В. Н. Каразина воспоминанием о своей молодости и дружбе с Александром, которому он не переставал давать советы и посылать записки.