Замена СВД: новейшие отечественные снайперские винтовки
Символ эпохи
Снайперская винтовка Драгунова - один из символов холодной войны. И один из самых распространенных в мире образцов стрелкового оружия. Какие только эпитеты не приписывали СВД: самая лучшая, самая надежная, самая дешевая... Во всем этом доля правды, безусловно, есть. Но не стоит забывать, что винтовка была принята на вооружение в далеком 1963-м. Сейчас она устарела и не может использоваться наравне с полноценными образцами снайперского оружия.
Здесь, впрочем, нужно внести уточнение. СВД никогда и не была «классической» снайперской винтовкой. Снайперы-диверсанты (самый распространенный тип снайперов) обычно используют высокоточные винтовки с продольно-скользящим затвором, которые отличаются намного более высокой, чем у СВД, точностью и кучностью стрельбы. Однако пехотным снайперам, которые, в отличие от своих коллег действуют не в одиночку, а в составе пехотного подразделения, на роль «длинной руки» подразделения лучше всего подходила именно СВД. На Западе такое оружие называют марксманской винтовкой. Один из примеров - новейшая американская M110.
Примечательно, что, несмотря на свой заслуженный возраст, СВД продолжает оставаться популярным оружием. В 2000-е годы на ее базе была разработана новая СВДК - российская крупнокалиберная снайперская винтовка, рассчитанная под патрон 9,3?64 мм. Это довольно специфичный образец, предназначенный для поражения особо защищенных целей на относительно небольшом (как для снайперов) расстоянии. Считается, что СВДК обеспечивает 80 % пробитие брони толщиной 1 см на дальности 100 м.
В последние годы существования СССР отечественные инженеры разработали ряд снайперских винтовок для решения узкого спектра задач. Появился, например, «Винторез» под патрон калибра 9?39 мм с прицельной дальностью стрельбы до 350 м. Такая винтовка пригодилась для спецопераций, в которых нужно было поражать хорошо защищенные цели на близких дистанциях.
Сменить нельзя оставить
О том, что СВД устарела, начали говорить еще в 90-е. Тогда же появилась и возможная замена ей в лице СВ-98. Это типичная магазинная винтовка с продольно-скользящим затвором. Иными словами, в сравнении с самозарядной СВД она имеет ручную перезарядку. Человеку непосвященному это может показаться «шагом назад». Но дело в том, что ручная перезарядка убирает паразитные колебания ствола: они неизбежны при работе газоотводной автоматики. Это существенно повышает точность выстрела.
Базой для СВ-98 послужила спортивная «Рекорд-CISM». Считается, что СВ-98 имеет точность около 0,5-0,7 угловой минуты на 300 метрах при использовании специальных патронов. Проще говоря, опытный стрелок с СВ-98 может уверенно поразить цель в человеческий рост на дистанции 1200 метров. Снайперу с СВД на этой же дистанции будет тяжело «уложиться» в мишень, имеющую габариты грузовика. В теории все выглядело красиво: новая винтовка с намного лучшими, чем у СВД, характеристиками. Но вскоре на СВ-98 посыпался град критики. Снайперы указывали на низкое качество изготовления, высокую цену, отсталость российской оптики и т. д. Бойцы также хотели, чтобы винтовка имела пластиковую ложу, как зарубежные образцы (ложа СВ-98 выполнена из авиационной фанеры). Поэтому в 2014 году производитель винтовки - «Ижмаш» - создал улучшенную версию СВ-98 c новой эргономичной ложей из дюралюминиевого сплава. А в 2014 году был представлен вариант с облегченным ложем скелетного типа, регулируемым прикладом из пластмассы черного цвета, складными сошками и оптическим прицелом DH 3-12х50 со съемной тепловизионной насадкой «Дедал-ТА2». Все эти улучшения позитивно сказались на СВ-98, но репутация изделия была подпорчена. А старенькая СВД продолжила свою службу.
Догнать и перегнать
Русские оружейники быстро поняли, что стране остро не хватает снайперского оружия западного уровня. Это чувство усилилось с началом Чеченской войны. Первенцем здесь стал конструктор Владислав Лобаев, который открыл свою фирму и начал заниматься выпуском снайперского оружия. Винтовки собирались на западном оборудовании, а кроме того, снабжались зарубежными высококачественными оптическими прицелами.
Винтовки СВЛ (снайперская винтовка Лобаева) обладают чрезвычайно высокой кучностью, которая составляет около 0,2-0,3 угловой минуты. Строго говоря, единой версии СВЛ нет. Перед нами целое семейство винтовок, как с продольно-скользящим затвором, так и полуавтоматическим. Сейчас СВЛ стоит на вооружении службы безопасности президента РФ, а также предлагается другим заказчикам.
У фирмы Владислава Лобаева сложная судьба. В 2010 году она переехала в ОАЭ (в качестве причины этого эксперты называли конфликт с «Ижмашем»). Затем уже в 2013 году оружейник вернулся на родину и создал корпорацию LOBAEV.
О по-настоящему масштабном производстве оружия речь никогда не шла. Компания Лобаева может выпускать относительно небольшие партии винтовок. Так что перевооружить всю российскую армию на СВЛ, скорее всего, не получится.
Еще одной надеждой для России, если говорить о снайперском оружии, стала винтовка ОРСИС Т-5000. Она обладает прицельной дальностью в 1500 км. Магазины рассчитаны на 5 или 10 патронов. Считается, что винтовка T-5000 превосходит по дальности и кучности знаменитую австрийскую SSG 08, а также СВ-98, о которой мы уже говорили. При этом предполагается, что модернизированный вариант - T-5000М - сможет вести стрельбу на дистанциях до 2000 м. ООО «Промтехнология» начала серийный выпуск Т-5000 в 2016 году, и сейчас коммерческие перспективы изделия выглядят весьма неплохо. C другой стороны, достичь уровня популярности той же L96A1 (Великобритания) у Т-5000 не выйдет. Все-таки пока производители из Европы и США намного увереннее держатся на международном рынке. Кстати, именно британские L96A1 закупили для российского спецподразделения ФСБ «Альфа».
Сейчас в России работают не только над винтовками с продольно-скользящим затвором, но и над новой марксманской винтовкой. Имя ей СК-16. Этот образец концерн «Калашников» представил совсем недавно: по сути, перед нами современный аналог СВД. СК-16 имеет ряд особенностей: откат ствола и затворной рамы (это призвано гасить импульс после выстрела), а также забор пороховых газов у дульного среза, а не через отверстие в стенке ствола (это должно повысить точность стрельбы благодаря нейтрализации паразитных колебаний ствола при выстреле).
Винтовка создается под натовский патрон 7,62х51, а кроме того, возможна доработка под российский патрон. В СК-16 реализован популярный модульный принцип, так что стрелок сможет быстро заменить те или иные узлы.
А что в Украине?
Проблема замены СВД стоит не только перед российскими, но и перед украинскими военными. Зимой этого года сообщалось, что Украина готова наладить выпуск снайперской винтовки ВМ МП-УОС, в основе конструкции которой лежит легендарная винтовка Мосина. ВМ МП-УОС был разработан «Укроборонсервисом» в 2015 году. Новый образец рассчитан под патрон 7,62?54 мм R. К винтовке прилагается коробчатый магазин на 5 или 10 патронов. Как и российским, украинским снайперам не хватает качественной оптики. Предполагалось, что ВМ МП-УОС будет снабжаться западными оптическими прицелами. Между тем недавно стало известно, что черкасское предприятие НПК «Фотоприбор» ведет разработку собственного прицела для винтовки ВМ МП-УОС.
Сейчас существует два варианта изделия: ВМ МП-УОС с постоянным прикладом и ВМ2 МП-УОС с телескопическим прикладом. Весной 2016 года Национальная гвардия Украины получила первые десять образцов для проведения испытаний. Очевидно, после этого в конструкцию внесут некоторые доработки, а затем станет возможен и крупносерийный выпуск изделия.
Подводя итог, стоит сказать, что пока что как РФ, так и Украина отстают от стран Запада в вопросе создания снайперского оружия. В России дела несколько лучше: все-таки Т-5000 и СВЛ - это новые винтовки, в отличие от ВМ МП-УОС, которая являет собой модернизацию Мосина. Добавим, что серьезным игроком на оружейном рынке является Китай, готовый предложить пусть не самую лучшую, но зато дешевую альтернативу «продвинутым» заокеанским аналогам. Так что, вероятно, отечественные образцы снайперского оружия не получит широкого распространения в мире.