Never Alone: Ki Edition - очарование Севера
На улице знойное лето и снег сейчас можно увидеть разве что после длительного перелета или в новой серии «Игры престолов». Впрочем, есть и другие варианты: помните Never Alone - позапрошлогодний инди-хит с ПК и консолей? Теперь игра, обзаведясь подзаголовком Ki Edition, вышла на iOS. И да, там очень много снега.
Аляска. В бескрайних краях этого региона живет девочка Нуна из племени инуитов. У Нуны все хорошо, пока на Аляску не обрушивается лютая метель - непривычно лютая метель. Чтобы спасти себя, семью и племя, Нуна пускается в поход - остановить катаклизм. В компанию к путешественнице быстро набивается белоснежный песец - он умеет вызывать духов. Вдвоем, плечом к хвосту, дуплет пройдет через все невзгоды сурового Севера.
Never Alone вышла в 2014 году, сорвав кассу. Игру делали в плотном сотрудничестве с настоящими старейшинами инуитов, и это бросается в глаза: настолько получилась убедительной и Аляска, и сама стихия - злобная, страшная, но завораживающая. С релизом на iOS игра не растеряла ни капли очарования, это все тот же сверхкрасивый платформер; детализация на мобильных, конечно, чуть проще, но выше эффект присутствия.
На всю ширь экрана раскинулось снежное покрывало - Нуна (и писец) чувствует себя здесь как дома, но игроку в новинку - поначалу хочется закутаться в плед. Дикая, никем не обузданная природа в каждой сцене: от космических всполохов северного сияния до сети коридоров в чреве кита. Назвать Never Alone красивой - ляпнуть избыточную глупость; Never Alone не просто красива, а прекрасна.
Периодически игру прерывают записанные откровения инуитов. Старейшины рассказывают о традициях здешних земель: например, местный злодей, охотившийся за девочкой - порождение местного фольклора. Всего в Never Alone около получаса интервью старейшин, и каждый такой рассказ ждешь с нетерпением: всегда интересно прикоснуться к чужой культуре.
Несмотря на все прелести игры, критики два года назад вылили на Never Alone много неприятного. Скорее всего, история повторится и сейчас: переехав на iOS, проект не избавился от главного изъяна - управления. Never Alone - типичный платформер, где надо много и метко прыгать, карабкаться и даже седлать полупрозрачных духов, с которыми взаимодействует песец. Сами по себе кнопки - переключение между персонажами, например, - расположены грамотно и удобно, но вот управляться Нуной и ее питомцем крайне тяжело. Герои не слушаются, дают несколько лишних шагов (для платформера это смертельно) или, наоборот, двигаются чрезмерно медленно. Все это можно терпеть, но недолго - учитывая бескомпромиссную сложность и местами дикий темп, от Never Alone иногда хочется сбежать. Особенно в те моменты, когда игра требует слаженного действия двух персонажей - тут бы одним управится, а в нагрузку еще дают компьютерного идиота, от которого редко дождешься адекватных решений.
Скорее всего, управление и топорная механика платформера - две причины, по которым Never Alone не любят с той же силой, что Limbo или, скажем, Journey. Игр-медитаций и так много, но это тот случай, когда геймплей действительно не нужен и только мешает; неотесанный багет вокруг прекрасного полотна.
Что в итоге со всем этим делать, решительно непонятно. С одной стороны - завораживающе красивая игра, сделанная не без оглядки на настоящие традиции древнего племени Аляски. Когда последний раз игра (да еще и инди) располагала такими атрибутами? С другой - это весьма мучительное и местами, чего уж тут, скучное дробилово пальцами по экрану. Платформеры - в принципе не лучший жанр для мобильных, а здесь еще и отягчающие обстоятельства; смотреть на Never Alone из-за чужого плеча приятнее, чем играть. Еще и цена - обойдется мобильная версия в 379 рублей, что даже немного дороже, чем версия для «стима, которая, конечно, симпатичнее. Впрочем, мобильная ли - Never Alone быстро посадит телефон и с большим трудом запустится на iPhone 5 и iPad 4. Не много ли требований для обычной, пусть и безумно трогательной и красивой аркады?