Крымская яма
Поселок Крымское находится в так называемой «буферной зоне», в пяти километрах от оккупированных российскими наемниками Сокольников. С начала лета 2014го почти на год поселок прочно закрепился на карте АТО, как одна из самых горячих точек. Сегодня же тут относительно тихо. Последние серьезные обстрелы населенного пункта были еще в апреле прошлого года, пишет "СityNews". крымская яма В 18ом веке населенный пункт назывался Крымской Ямой из-за характера местности и того, что здесь переправлялись крымские татары. И если татар тут давно нет, то яма осталась, ведь сюда, как попасть, так и выбраться отсюда - сложно. Автобусы тут редкость, особенно в зимний период и межсезонье.
Большую роль в том, что поселок получился практически отрезанным от внешнего мира, сыграла война. Асфальтированную дорогу на Желобок закрыли, поскольку там разместились и прочно укрепились российские наемники. Дорога до соседних Сокольников закрыта по той же причине. До украинского Новотошковского всего 18 километров по горам и ямам, через небезопасный 29ый блокпост. Правда и эта дорога здесь появилась в большей степени благодаря частому проходу различной военной техники. Землю просто укатали - так и получилось «направление».
В прошлом году с июня по ноябрь тут работала маршрутка Крымское-Северодонецк. Правда ездила она только по «сухой» погоде, после дождя в Крымское можно добраться разве что на военных вездеходах и то с большим трудом. Позже в поселок приезжала машина МЧС, которая раз в неделю по записи отвозила людей поближе к цивилизации, где есть аптеки, больницы и различные государственные структуры. Сейчас же тут вновь возобновили работу маршрутки. Однако выбора с пунктом назначения нет, поэтому добираться до Новоайдара, к которому поселок относится с осени 2014го, придется с пересадками. Ехать больше 100 километров.
результаты войны
Вследствие боевых действий в Крымском больше половины (более 300) домов были повреждены. 5 жилых домов полностью разрушены из-за прямых попаданий. Часть людей поселок покинула. Сейчас здесь проживает больше семи сотен, при этом около 300 - пенсионеры. Из-за войны поселок фактически перешел под местное самоуправление. До середины 2015 года сюда не приезжала ни одна коммунальная служба, поэтому свет восстанавливали местные умельцы.
С восстановлением поврежденного жилья помогали международные гуманитарные миссии, привозили стройматериалы, а вот с ремонтом школы - помогла власть.
"30 мая 2015 года приехал Геннадий Москаль, он тогда еще был губернатором, походили по территории с ним. Он был поражен. Здесь не было ни одного целого окна. Школа была полностью разграблена. Тут полтора месяца практически не было местного населения. Однако жили военные, и конечно были мародеры. Он походил, посмотрел, сказал ничего мы здесь стеклить не будем, мы все здесь поменяем. И нам полностью новые поставили окна. 82 окна, 10 комплектов дверей. Все новое. Слава богу у нас уцелела котельная. А в январе нам привезли новый компьютерный класс - 11 ноутбуков. Конечно, очень дорого мы обошлись государству", - рассказывает директор местного УВК, где обучаются 50 детей. Раньше кстати, УВК был обычной средней школой, однако после того, как детский сад был разрушен, в зданиях школы разместили и дошколят.
Школьный автобус вследствие обстрелов, говорит директор, был полностью разбит. "Нам его отремонтировал Новоайдар. Полностью стекла в нем заменили, потому что их просто не было. Поэтому деток к школе мы подвозим. У нас протяженность села - 9 километров. Вот у нас первоклассники живут на расстоянии от школы больше 3 километров. И мы их подвозим", - поясняет директор.
Кстати на период боевых действий, родители отвозили детей на учебу в ближайшие оккупированные города - Луганск, Стаханов и т. д. Там, на тот момент, было спокойней, хоть с продовольствием, условиями проживания и качеством обучения - были серьезные проблемы. Но жизнь - дороже.
социальное обслуживание
"Сейчас у нас работает амбулатория. Есть врач терапевт. А до этого работала одна медсестра, давление мерила, таблетки какие были, давала. Аптеки ж у нас нет", - рассказывает местная жительница Людмила.
Нет в Крымском банкоматов и почты. Пенсии сюда привозит спецавтомобиль. За счет пенсий, огородов и животноводчества тут и выживают. Кроме того, большую помощь в виде продуктов питания регулярно привозят военнослужащие и волонтеры со всей страны.
"Тяжело, знаете. Нет дорог у нас. Их просто нет. И все проблемы отсюда. Была бы дорога, нам бы было проще и в больницы ездить, и в соцслужбы, и вообще - элементарно к родственникам съездить. Отак если автобуса нет, надо пешком идти в надежде на то, что будут ехать военные и подвезут. А тут вы видели, как идти "хорошо"", - отмечает Людмила.