Продать с выгодой: кому доверят реализацию активов банков-банкротов
Балансовая стоимость активов банков-банкротов, которые предстоит продать Фонду гарантирования вкладов, приближается к 500 млрд гривен.
И хотя эта цифра имеет мало общего с оценочной стоимостью - она вряд ли перевалит за 100 млрд гривен, - это все равно достаточно внушительное количество активов, за право продать которые разгорается борьба.
С учетом того, что в нынешнем году правительство не планировало финансово поддерживать ФГВ, а «банкопад» продолжился, Фонду пора бы и позаботиться о продаже активов банков-банкротов, дабы не вынуждать Министерство финансов к новой эмиссии. В целях повышения эффективности реализации этой задачи внутри Фонда начал свою работу Офис консолидированных продаж, что, впрочем, пока ускорению процесса никак не поспособствовало.
Вместе с тем ФГВ планирует пересмотреть критерии для отбора площадок, через которые будут реализованы активы. «Сейчас мы разрабатываем новые критерии для бирж. После этого по ним будет проведена новая аккредитация бирж», - рассказала вчера на пресс-конференции директор департамента консолидированной продажи и управления активами Фонда гарантирования вкладов физлиц Юлия Берещенко.
Участники рынка опасаются, что к реализации активов будут допущены лишь государственная ГП СЕТАМ и два нерезидента. Соответственно, вчера они организовали по этому поводу пресс-конференцию. Нынешние участники рынка видят выход в унификации правил для всех электронных площадок, которые будут собраны в организацию «Биржевые и электронные площадки».
«Мы собрали активных участников, для которых это - бизнес. Мы все объединились вокруг Ассоциации торговых площадок, и приняли решение утвердить единые правила, которые до пятницы предоставим Фонду. Сейчас рассматривается вопрос относительно использования некоего программного кода, который бы защитил права всех участников. Мы готовы работать с ФГВ», - подчеркивает директор портала UBIZ.ua Дмитрий Бойко.
По его словам, все желающие профессиональные участники рынка могут присоединиться к ассоциации и подключиться к общей системе, чтобы на равных условиях получать информацию об объектах продажи и осуществлять их продажу. «Мы готовили этот продукт для Фонда гарантирования вкладов, но там решили, что это нерабочая модель. Однако это единственный способ избежать всех обвинений и вопросов. И рынок принял решение эту модель реализовать у себя. В данном случае не нужны никакие изменения в законодательстве, не нужна никакая нормативно-правовая база», - уверяет Бойко.
В свою очередь, ФГВ пока не спешит оглашать, какое количество площадок он планирует оставить на рынке. При этом среди банкиров относительно продажи активов бытуют разные мнения.
«Банки ликвидируются уже два года, очевидно, есть имущество для реализации, которое можно и нужно активно предлагать на рынок. Мы возлагаем большие ожидания на ФГВФЛ по организации процессов. Эти два года Фонд был, прежде всего, очень занят процессами выплат, в частности, депозитов, и прекрасно справился с задачей в сложных условиях. Уверена, профессионально он сумеет наладить и реализацию имущества», - говорит Елена Лукьянчук, операционный директор Альфа-Банка Украина.
Некоторые считают, что, возможно, площадки-нерезиденты вряд ли помогут улучшить процессы продажи активов. «Конечно же, вопрос дискуссионный - относительно использования международных площадок, поскольку наш рынок не готов к тем комиссионным, которые могут потребовать за использование иностранных площадок. У меня есть информация, что если наши могут работать за 1%, то иностранные - за 10-15%. С точки зрения количества участников - чем их больше, тем конкуренция выше и лучше. Компания не сможет использовать свое монопольное право и диктовать условия», - поясняет Вадим Березовик, предправления банка «Вектор».
Мало кто сомневается, что унификация правил для всех площадок уже давно назрела. Партнер юридической фирмы Ario Юлиан Хорунжий уверен, что в целом украинские электронные площадки справляются с поставленными задачами - продавать активы. «Известных нарушений со стороны организаторов торгов на рынке реализации активов банков-банкротов - гораздо меньше, чем на смежных рынках. Например, в процедурах банкротства или торговли арестованным имуществом. Не справляется с организацией процесса ФГВФЛ, которому регулярно не справляться с задачей «помогает» НБУ. Например, затягивая согласование условий продажи активов, под залог которых ликвидируемые банки ранее привлекали рефинансирование», - отмечает Хорунжий.
По его словам, когда речь идет о выкупе проблемного актива (прав требования, которые и есть основными активами банков-банкротов), главной в таких процедурах является идентификация актива.
«Найти его в ФГВ, найти площадку, на которой актив продается. Изучить правила, по которым площадка будет его продавать. Едва ли не у каждой площадки они свои. И надеяться, чтобы после регистрации в интересах клиента этот лот вообще не сняли с торгов, увидев, что купить объект хочет «чужой» участник. А такие случаи были», - напоминает Хорунжий. Он считает, что в таких условиях стоит согласиться с ФГВФЛ, что такое количество площадок - выше 30 - однозначно влияет на эффективность со знаком минус. Выходом может быть либо сокращение количества площадок, либо внедрение принципов Prozorro, чтобы все могли торговать всем, только на повышение цены, а не на понижение.
Помимо этого, покупатели часто нарекают и на недостаток времени для ознакомления с активами. «Следует сказать, что основные трудности в процессе продажи активов неплатежеспособных банков заключаются в своевременности информирования о проведении торгов и прозрачности процедуры самих торгов. В этом аспекте, действительно, есть потребность в доработке существующих правил работы электронных площадок», - поясняет Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнер АО Suprema Lex. По его словам, пока назвать торговлю активами неплатежеспособных банков в Украине эффективной можно лишь с большой натяжкой. «Но в целом тот, кто хочет приобрести подобные активы, имеет возможность осуществить интересующую покупку», - признает Мороз.
Олег Падалка, директор недавно созданной ассоциации «Биржевые и электронные площадки», подчеркивает, что ни у кого нет возражений ни в отношении нерезедентов, ни госпредприятий, в то же время для всех участников рынка должны существовать одинаковые конкурентные правила. «Мы не против госпредприятия СЕТАМ, не против американских торговых площадок и каких-либо других. Всем участникам рынка, независимо от страны и формы собственности, следует создать единые и прозрачные конкурентные правила. Только конкурентный рынок приведет к эффективной реализации активов», - резюмирует Падалка.