25 июня. Памятные даты
Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Ивана Петровича Крипякевича (1886-1967), выдающегося украинского историка, академика, члена НОШ.
Иван Крипякевич родился во Львове. Его отец Петр - ученый-теолог происходил из древнего холмского рода, насчитывавший не одно поколение священников. С детства Иван любил историю и литературу. Впоследствии эта глубокая заинтересованность найдет продолжение и во время учебы в гимназии, и во Львовском университете, где молодой Крипякевич учился на философском факультете в течение 1904-1909 годов. Именно здесь он начал формироваться как способный ученый и исследователь. Научную деятельность Иван Крипякевич начинал под руководством Михаила Грушевского, был одним из лучших его учеников. Грушевский привлек его к ведению семинаров в НОШ, ходатайствовал о зарубежных командировках молодому ученому. Именно под руководством Михаила Грушевского Иван Крипякевич занимался проблематикой украинского казачества, которая на многие годы определила его реноме как историка. Дальнейшая его исследовательская деятельность связана с образовательным движением, популяризаторской журналистикой. В период польского господства в Галичине он был профессором в тайном украинском университете во Львове (1921-1923) и секретарем - Историко - философской секции НОШ (с 1920). Это были сложные времена, малоблагоприятные для украинской науки. Не стали они лучше и во время первого захвата Западной Украины большевистским режимом. Тогда Иван Петрович занимал должность заведующего кафедрой истории Украины Львовского университета им. Ивана Франка и заведующего отделом истории Украины АН УССР. Во времена немецкой оккупации Украины ученый не оставил родной Львов, работал в украинском издательстве, как мог защищал отечественную науку от гитлеровского культурного кощунства. Однако после войны именно за это был отозван в Киев на скромную должность научного сотрудника Института истории Украины, где началась его активная идеологическая проработка и анафемирование его работ. Критиковалась даже его дружба с Михаилом Грушевским. В конце концов, высокий научный авторитет Крипякевича победил политические запреты, и он вернулся во Львов, где долгие годы возглавлял Институт общественных наук АН УССР. Впоследствии за свои выдающиеся заслуги в области украинской истории удостоился звания академика (1958), однако у партократов от науки так и остался с клеймом "буржуазного ученого, националиста". Иван Крипякевич является автором многочисленных учебников и обзорных курсов истории Украины, которые способствовали утверждению государственной концепции истории Украины. Научное наследие академика большое и разнообразное. Он - автор более 700 исторических монографий и исследований. Большую известность получила его серия очерков по истории эпохи национально-освободительной борьбы украинского народа за свою независимость в середине ХVII века. Венцом его исследований стала монографическая студия "Богдан Хмельницкий". Ему принадлежит один из лучших трудов с отечественного прошлого "История Украины". Под научным руководством академика Крипякевича сформировалась генерация историков, многие из которых являются и ныне крупнейшими авторитетами в украинской исторической науке. В начале 90-х годов, во время реорганизации львовского научно-исследовательского Института общественных наук в Институт украиноведения НАН Украины, ему присвоили имя Ивана Петровича Крипякевича.
День таможенной службы Украины. Отмечается в Украине согласно Указу Президента № 353/92 от 22 июня 1992 год в этот день.
День моряка. Установлено Резолюцией Дипломатической конференции Международной морской организации (ИМО). Праздник отмечается ООН ежегодно.
Юбилеи дня: 145 лет со дня рождения Владимира Митрофановича Арнольди (1871-1924), украинского и русского ботаника. Автор работ по эмбриологии и цитологии голосеменных, систематики и географии водорослей. Основал харьковскую школу альгологов.
лет со дня рождения Уильяма Хоуарда Стайна (1911-1980), американского биохимика, специалиста в области химии белков, лауреата Нобелевской премии по химии (1972).
лет со дня рождения Ингеборг Бахман (1926-1973), выдающейся австрийской писательницы, одной из основательниц новой немецкоязычной поэзии послевоенного периода. Изучала философию в университетах Граца, Инсбрука, Вены, доктор философии (докторская диссертация на тему "Критическое восприятие экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера", в которой Бахман назвала идеи Хайдеггера попыткой "соблазнить немцев мыслить иррационально"). Известной стала благодаря своей тщательно зашифрованной лирике, в которой чрезвычайно экспрессивным языком передавала ощущение экзистенциальной угрозы. Ее знаменитая фраза: "Где начинается фашизм? Он начинается в человеческих отношениях... В этом смысле война продолжается всегда " - вызвала бурную дискуссию и имела немалое влияние на всю послевоенную немецкоязычную литературу. Произведениям Бахман присуще сочетание богатой символической образности с абстрактной рациональностью и точностью языка. Языку она уделяла особое внимание (влияние Витгенштейна): "... если речь писателя не имеет определенной силы, то и то, что писатель говорит, тоже не имеет никакой силы", или: "... стоит попробовать говорить не больше, чем ты в состоянии сказать ". Автор сборников стихов "Отсроченное время", "Заклинание Большой Медведицы", сборников рассказов "Тридцатый год", "Симультан", романа "Малина". Является также автором радиопьес, либретто опер и балета "Идиот" (1953, по Ф. Достоевскому). С 1953 г. жила в Италии, в Риме. Там и умерла - в 47 лет, в результате несчастного случая (пожар в собственной квартире от окурка).
лет со дня рождения Виталия Макаровича Русановского (1931-2007), украинского языковеда, доктора филологических наук, академика НАН Украины. С 1957 гг. работал в Институте языкознания им. А. А. Потебни НАН Украины (в 1981-1996 гг. - Директор). Разрабатывал проблемы современного украинского литературного языка, его истории, исторической грамматики. Как член редколлегии "Словаря украинского языка" в 11 томах (1970-80; Государственная премия СССР, 1983) разрабатывал проблематику лексикографированния терминологии разных наук, в том числе общественно-политической.
лет со дня рождения Дени Аркана (1941), канадского (квебекского) кинорежиссера, сценариста, одного из самых известных кинематографистов Канады. Снял фильмы "Закат американской империи" (приз ФИПРЕССИ МКФ в Канне, 1986, девять канадских национальных кинопремий), "Иисус из Монреаля" (приз МКФ в Каннах, 1989), "Нашествие варваров" (приз МКФ в Каннах, 2003; премии "Оскар", 2004; "Сезар", 2004; "Давид ди Донателло", 2004). Неоднократный номинант на премию "Оскар".
Годовщина смерти: 100 лет со дня смерти Томаса Эйкинса (Икинса; 1844-1916), американского художника, одного из самых известных мастеров портрета и жанровых картин в США XIX в.
лет со дня смерти Осипа Петровича Куриласа (1870-1951), украинского живописца, графика. Художник-портретист, книжный график. Один из основоположников украинского современного религиозного искусства. Автор произведений на религиозную тематику ( "Богородица", "Преображение"). Работал также в области жанрового ( "Нищие", "Сельская девушка", "Бездомные", "Гуцульская пара") и портретной живописи (портреты Тараса Шевченко, Андрея Шептицкого, князя Владимира). Иллюстратор произведений Василия Стефаника, читалок и букварей. Создатель нескольких известных иконостасов в Галичине и Америке.
лет со дня смерти Майкла Джексона (1958-2009), американского певца, танцора, композитора, аранжировщика, хореографа, одной из самых ярких звезд мирового шоу-бизнеса, короля поп-музыки 2-й половины ХХ века. С детства он выступал на сцене и чувствовал себя на ней комфортно - это было, возможно, то единственное место, где он мог быть самим собой - Майклом Джексоном. Вне сцены он надевал маску, вынужден был играть какие-то роли. Музыкант считал, что его послали в этот мир, чтобы нести людям своеобразную благую весть через танец и песню. Но комплекса мессии у него не было - это сами люди видели в нем бога. До конца дней Джексон чувствовал гордость и горечь, вспоминая собственное детство. Гордость - за то, что благодаря таланту и чрезвычайной работоспособности сумел прославиться и заниматься любимым делом, которым для него стала музыка, а горечь из-за того, что у него, по сути, не было обычного детства - только труд и пот. И как своеобразный бонус - аплодисменты публики. Но могли ли они утешить его? Заменить недополученную родительскую любовь, внимание, ласку? Конечно, нет. "Мой отец был гениальным менеджером, но я хотел, чтобы он был обычным папой", - с грустью констатировал Майкл. А еще музыкант утверждал, что наибольшое влияние на него оказала музыка Петра Ильича Чайковского. Он просто бредил его "Щелкунчиком", пытаясь проникнуть в тайну гения - как добиться того, чтобы каждая мелодия, каждая песня звучала бы так же просто и была бы хитом? Именно это он и пытался воплотить в течение своей не такой уж и долгой жизни... О необычной популярности короля поп-музыки и сейчас, через несколько лет после смерти, свидетельствует тот факт, какой фурор вызвало его же выступление 18 мая 2014 года в Лас-Вегасе во время ежегодной церемонии вручения наград журнала Billboard. Конечно, пел и танцевал не покойный Майкл, а его голограмма - копия Джексона блестяще исполнила Slave to the Rhythm с его последнего альбома в сопровождении живых людей - танцовщиц и танцоров. Иллюзия присутствия "воскресшего" Джексона была настолько сильной, что публика просто неистовствовала. Овации в огромной зале MGM Grand Garden Arena не утихали минут десять, многие из присутствующих плакали. "Чем больше звезда, тем больше лжи"; "Если, приходя в этот мир, ты чувствуешь, что тебя любят, и покидая его, так же чувствуешь любовь, то все, что произойдет между этими двумя событиями, поправимо" (Майкл Джексон).